Прожила одну жизнь за двоих

Она до сих пор любит читать газеты и смотреть телевизор, может сама приготовить обед и задорно поет частушки. В этом не было бы ничего удивительного, если бы 16 июня жительнице Фермы Лидии Степановне ВЫГОВСКОЙ не исполнилось 100 лет!

— Кто говорит, что мне сто, когда мне всего только сорок лет? — шутит юбилярша. И за ее лучезарной улыбкой и паутинкой  морщинок, покрывших лицо, действительно проглядывает сорокалетняя барышня, как в фотоальбоме на черно-белом снимке: красивая и трогательная, в скромном, но по моде сшитом платье с отложным воротником.

Лидия Степановна никогда не жила прошлым, а любит жить настоящим. Наверное поэтому ей проще вспомнить вчерашние телевизионные новости, чем свое детство и юность. А может быть, память напоследок нарочно скрывает от нас перенесенные горести. По обрывкам  скомканных фраз мы поняли, что родом она из Белоруссии, жила то ли в Минске, то ли в Могилеве. В их семье было четверо ребятишек, сама Лидия — из двойни. Ее сестра-близнец, по всей видимости, прожила недолго.

— Пришлось мне пожить и за себя, и за сестру, — грустно иронизирует Лидия Степановна и добавляет, — горе мое горькое, пять близких людей похоронить никому не пожелаешь.

Выговской довелось пережить не только своего мужа Антона Александровича и детей — дочку Людмилу и сына Валентина, но и внучку. Родные скончались почти в один год. Лидии Степановне, всю жизнь проработавшей телефонисткой и имевшей небольшой достаток, еле удалось свести концы с концами после похорон. Но гораздо труднее было пережить моральную потерю. Так обреченно она себя не чувствовала даже в годы войны.

В 1941 году их семью из Белоруссии эвакуировали в Северный Казахстан, уже оттуда она пошла добровольцем на фронт. Из военного прошлого Лидия Степановна тоже вспоминает лишь фрагменты, застывшие в памяти одним болевым комом, напряженным ощущением тоски и всеобщего горя.

— Было страшно, приходилось работать под бомбами. Мы залезали на крыши домов и смотрели, не летят ли немецкие самолеты, чтобы потом сообщить об опасности на землю, — вспоминает Выговская.

На фронте Лидию Степановну судьба свела с будущим мужем, военным полковником Антоном Выговским. Свадьбу сыграли хоть и скромную, но веселую. Лидии даже удалось достать себе белое свадебное платье, что по военным временам считалось большой роскошью. Их семье много довелось покочевать по гарнизонам, пока наконец  они не осели в нашем Загорском районе.

Теперь воспоминания об их семейной жизни можно увидеть разве что в фотоальбоме: вот Лидия Степановна с дочкой на руках, а вот семья на море, на следующей странице снимок класса дочери Людмилы.... Среди фотографий и открыток лежит пожелтевшая газетная вырезка с советами по уходу за лицом — рецепт для тех, кто и в сто лет хочет выглядеть на пятьдесят. Под каждой фотографией сделанная рукой Выговской очень теплая подпись; например, возле снимка, где она еще молодая стоит на тропинке у реки написано: “Вот я иду домой, как здесь хорошо”.

С такой же теплотой она принимает сейчас гостей. Поздравить юбиляра приехали депутаты горсовета Сергиева Посада Виктор Захаров и Алексей Вохменцев. В подарок цветы и шампанское по случаю торжества, в конверте — приятное дополнение к подарку.

— А это меня президенты поздравили — Путин и Медведев, они мне регулярно письма шлют, — хвастливо говорит Лидия Степановна, протягивая конверт с поздравительной открыткой.

Любой знак внимания, даже пусть и по почте, для женщины большая радость. Круг ее общения не велик: раз в неделю с сумкой продуктов заглядывает внук, иногда приезжает правнучка, чаще заходят соседи. Чета Никулиных — Владимир Александрович и Елена Леонидовна — невольно стали ангелами-хранителями Выговской. Как они шутят, навещают женщину по стуку в стенку: помогают по хозяйству, прибраться или, как сегодня, встретить гостей, среди которых и член совета ветеранов Фермы Елена Даниловна Зайцева.

Чествовать стариков в дни рождения для совета ветеранов стало хорошей традицией. Только в этом году поздравили с 90-летием одиннадцать именинников, но столетний юбилей — большая редкость.

От совета Елена Даниловна принесла практичный и нужный подарок — несколько пар теплых носков.

— Ей ноги нужно держать в тепле, — разумно замечает Елена Даниловна. — В 90 лет она перенесла перелом шейки бедра, два года лежала бездвижно, думали, уже не встанет. Но она потихоньку оклемалась, стала выходить на лавочку, общаться.

— Костыль — мой друг и спаситель, — с улыбкой подтверждает Лидия Степановна, ласково поглаживая отлакированную ладонями клюку, и весело затягивает любимую частушку, переделанную на свой лад:

— А мы петь будем,

А мы гулять будем,

А как смерть придет,

Танцевать будем.

А мы в который раз поражаемся ее оптимизму, доброте и веселому нраву, благодаря которым баба Лида дожила до ста лет и каждый, отведенный ей Господом Богом день продолжает радоваться жизни.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА, газета «Вперед»

Поиск по сайту