Археологи гадают, что же они нашли
При строительстве общежития для семинаристов у западной стены Лавры обнаружена скрытая в земле мощная стена, функциональное назначение которой пока неясно. Об этом нам сообщил сотрудник Института археологии Российской академии наук Михаил Мещерин. Работы ведутся под руководством заведующей отделом охранных раскопок Аси Энговатовой и куратора проекта, научного сотрудника Константина Панченко.
По словам Михаила Мещерина, в настоящее время трудно сказать, для чего было предназначено это сооружение и что оно представляет собой в полном виде (раскопки пока не закончены). Освобождённый от грунта участок земли даёт представление о масштабах постройки: высота девять метров, ширина у основания четыре метра, вверху около одного метра. В поперечном разрезе стена похожа на усечённый треугольник, наружная сторона (обращённая от Лавры) — плоская. Длина сооружения около 50 метров. Предположительно, постройка датируется серединой XVIII века.
"Эта стена — не копеечное предприятие, она наверняка должна быть описана и так или иначе проходить через документацию, — сказал Михаил Мещерин. — К сожалению, технического описания этого объекта нет даже у академика Голубинского, написавшего обширный труд по истории Лавры. Если бы мы знали однозначный ответ — бастион это или эскарп, или подпорная стена, держащая башню, мы бы сейчас здесь даже не работали: зачем копать то, что всем давно известно? У нас же ситуация противоположная: мы нашли объект, археологическими методами пытаемся нарисовать его проект и понять назначение этой конструкции".
Стена находится на стройплощадке и с существующим проектом здания общежития не согласуется. По мнению Михаила Мещерина, скорее всего, какую-то её часть придется разобрать, а оставшийся отрезок – сделать музейным объектом, потому что сооружение очень незаурядное.
В связи с этим возникает простой вопрос, ответ на который получить нам пока не удалось: как столь масштабный объект, находящийся прямо у стен Лавры, был пропущен во время предварительных археологических изысканий, которые должны проводиться перед началом строительства общежития? Или этого обследования не было вовсе? Мы постараемся прояснить ситуацию.
О реальном назначении открытой стены сейчас можно строить лишь предположения. Она может быть военным объектом, защищающим стены Лавры на предварительных подступах к ней. Может быть частью системы защиты от разливов протекающей внизу Кончуры, в былые времена бывшей куда более многоводной, чем сегодня. Но, скорее всего, перед нами — опорная стенка для предотвращения сползания стены монастыря и Плотничьей башни в овраг. Западная сторона Лавры издавна считалась "слабым местом", о возможности разрушения стены обители и её постепенного сползания по склону было хорошо известно. На рубеже XIX—XX веков буквально по соседству с обнаруженной в земле стеной архитектор Александр Латков выстроил лаврскую больницу-богадельню с церковью св. Варвары Великомученицы. Её переходный корпус, соединяющий здание больницы с монастырём, предназначался в первую очередь для "подпорки" западной стены обители и предотвращения её возможного обрушения. Впрочем, окончательный ответ в этом деле могут дать лишь историки и археологи.
Александр ГИРЛИН, газета "Вперед"