Скажите, что может висеть на доме? Плакат - раз. Флаг - два. Конечно, номер. Трафаретка с названием улицы. А еще - фонарь, доска объявлений. Но, кроме того, фасады самых "продвинутых" домов украшали когда-то страховые жетоны. Эта знакомая жителям старого Посада штука - загадка для наших современников. Так же, как и номер дома - для наших прадедушек и прабабушек. Номера были не всегда.
"Сим застрахован"
Появились страховые жетоны (или доски) по воле императора Николая I, в 1835 году: "Застрахованные дома получают доски с обозначением того, что они застрахованы в сем Обществе".
Называли их по-разному - "страховой знак", "шильдик", "жетон", "табличка", "щиток" и даже "жестяная бляха". Застраховавшийся в том или ином обществе обыватель с гордостью вешал на свой дом "знак отличия", как правило, окрашенный в цвета государственного флага. Эмблема как бы поднимала хозяина в глазах окружающих (часто имея форму старинного герба с саламандрой или птицей Феникс). Кроме того, страховые жетоны служили и как реклама конкретного страхового учреждения. Ну, скажем, "Общества взаимного страхования от огня в Сергиевском Посаде", утвержденного правительством 27 апреля 1877 года. Овальной формы знак, в три цвета, 23х18 сантиметров. Простенько и со вкусом.
Близкой по форме были и доски "Московского страхового общества", тоже часто встречавшиеся в посаде. А вот жетон страхового общества "Россiя" представлял собой знак восьмиугольной формы, повторявший очертания иконы "Неопалимая Купина".
Хочется отметить - у нас эти доски-жетоны-шильдики воспринимались и как некий оберег! Делали их из жести или цинка путем штамповки. Краску первоначально наносили вручную, а потом перешли на гальванический способ, металлохромию.
Комсомол против
Конец страховых жетонов в Сергиевом Посаде - Сергиеве был печален. В апреле 1924 года комсомольцы устроили субботник по борьбе с эмблемами "черной эпохи царизма", под которые подпадали и содержавшие старую орфографию и старые же символы страховые жетоны. В результате уцелели они только на окраинах, куда субботничающие не добрались. А окраинами, судя по официальным документам, тогда считались "Долго-Дмитровская улица от Сорокинской улицы, Штатно-Садовая улица, Московская улица от Исправительного дома, Кукуевская улица, Комсомольская улица от переезда". И, конечно же, Красюковка. Именно там страховые жетоны уцелели до середины XX века.
А вместо уничтоженных вывесок, табличек и жетонов уездный исполнительный комитет постановил "в целях благоустройства и порядка, и выяснения внешних признаков новой жизни, ввести в Сергиеве нумерацию домов и улиц". Так появились привычные нам номера. В 1937-38 гг. состоялась перетряска нумерации домов, а в оформлении номера прибавилась новация - лампочка на
15 "свечей", которая подсвечивала "исходные данные". В 1950-е годы появились и четырехугольные "домовые паспорта", набитые на жести, с гербом РСФСР и данными о владельцах, номере дома и названии улицы. Жилые постройки, не получившие "паспорта", остряки называли по промелькнувшему в те годы фильму "Девушка без адреса"...
Газета "Вперед"