Полтора десятка академических хоров вышли на сцену Дворца культуры им. Ю. Гагарина в минувшие выходные в рамках фестиваля памяти Владимира Закутского — уважаемого педагога, учёного и популяризатора хоровой музыки.
Первый фестиваль прошёл два года назад в Пушкине, где работал Владимир Иванович. Нынешний проводится в Сергиевом Посаде, известном своими хоровыми традициями. Для сравнения: только лишь в одном Дворце культуры "прописаны" четыре из 67 подмосковных академических хоров Подмосковья, при том, что у наших соседей, Мытищ и Пушкина, — всего по два.
Жюри на этот раз возглавил Игорь Раевский, худрук Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова. Концерт не только удивил качеством исполнения, но и стал экскурсом в историю русской и мировой певческой культуры.
Сергиевопосадский хор под управлением Галины Милега помимо прочего исполнил семейскую — то есть принадлежащую старообрядцами Забайкалья — песню "В островах охотник".
Другой местный коллектив, хор "Сергиев Посад" Натальи Макаровой, завершил выступление "Гопаком" Мусоргского. Говорят, работая именно над этим произведением, композитор в полной мере ощутил мощь, что кроется в народном творчестве.
Диплом II степени — у хора "Осанна" из Пушкина. Интересно, что у истоков этого хора стоял человек, чьё имя носит фестиваль. Сейчас коллективом руководит Тамара Закутская, вдова Владимир Закутского.
Равнозначным дипломом наградили орехово-зуевскую хоровую капеллу "Комсомолия". Коллектив с историческим названием обратился к наследию Европы, исполнив "Gloria" Вивальди, шубертовскую "Третью Песню Эллен" (она же "Аве Мария Шуберта" — самостоятельное произведение, исполняемое на текст католической молитвы) и "Краковяк" польского композитора Станислава Казуро.
Лауреат I степени в номинации "За лучшее исполнение произведения современного композитора", хор "Подлипки" из Королёва, начал с духовной музыки. Первым прозвучало "Тело Христово примите" композитора и теоретика Николая Дилецкого. Последним — "Ти-ри-ри", вышедшее из-под пера "неоромантика" русского Севера, петербургского композитора Валерия Гаврилина.
И снова звучал Шуберт, но на этот раз его "Музыкальный момент" — особая компактная форма, придуманная композитором, в которой нашлось место творческому откровению и импровизации. Этот момент принёс диплом I степени хору "Подмосковье" из Ступина.
Дважды отметила победу сергиевопосадская солистка Ксения Шальнова: сначала в составе хора под управлением Алексея Кузнецова — лауреата диплома III степени, а затем лично, как солистка, отдельно отмеченная жюри.
Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"