"Догхантеры" выходят на охоту?

На прошлой неделе зоозащитникам Сергиева Посада поступила информация о мёртвых и умирающих на улице собаках, которых жители видели в районе Северного посёлка. Предположительно, некие люди разбрасывали отравленный корм, съев который, животные погибали. Об этом нам рассказала представитель районной зоозащитной организации "Приют" Людмила Кузина. Поймать за руку злодеев сложно, доказать умысел ещё сложнее, нужна дорогостоящая экспертиза, на которую у активистов нет средств. Можно предположить, что этот случай стал "эхом" громкого скандала, в течение осени разгоравшегося в Москве. Тогда жертвами "догхантеров", самодеятельных охотников на собак, в течение нескольких месяцев стали десятки, а, возможно, и сотни беспризорных и домашних животных. Зоозащитники и владельцы собак негодуют и выходят на митинги, "догхантеры" в ответ огрызаются и обвиняют их в провокации и преследовании сугубо материальных целей.

От стерилизации к отстрелу

Проблема борьбы с безнадзорными животными в городах стара как мир: где есть человек, там есть и бездомные собаки и кошки, плодящиеся безо всякого разрешения со стороны "старшего брата". И создающие проблемы. Собаки сбиваются в стаи и нападают на людей, кошки переносят заболевания и гадят в детских песочницах. Бороться с численностью четвероногих спутников человека пытались по-разному: от простого отстрела ("На польты пойдут, — ответил Шариков, — из них белок будут делать на рабочий кредит") до принудительной стерилизации. Ни тот, ни другой способ не признан однозначно эффективным.

В "продвинутой" Москве с 2002 года регулировать численность собак пытались путём стерилизации: бездомных сук (именно самок) отлавливали, лишали возможности производить потомство, делали прививки и выпускали на волю. В течение пяти лет на стерилизацию было потрачено более 200 миллионов рублей, после чего городские власти признали провал этой затеи. Во-первых, усилия сводил на нет более-менее постоянный приток животных из Московской области. Во-вторых, включились неожиданные природные механизмы: по данным "Википедии", специалисты посчитали, что если раньше на 100 бездомных кобелей приходилось около 50 сук, то спустя несколько лет после начала действия программы на 119 самцов приходилось уже 100 самок.

После этого в столице вернулись к "безвозвратному отлову", то есть поимке и умерщвлению собак. Однако и это не помогает: бездомных животных в столице по-прежнему очень много, зоозащитники и просто сердобольные люди кормят их, ухаживают за ними и даже лечат.

Мстители или садисты?

А тем временем периодически поступают сообщения о том, что в очередной раз собаки напали на человека и нанесли травмы. Страдают в основном женщины и дети — что, естественно, вызывает возмущение и гнев общественности.

Появление "догхантеров" в каком-то смысле можно назвать закономерным: они утверждают, что выполняют работу, с которой не справляются городские службы. Методы этой "работы", правда, крайне жестоки.

Для борьбы с собаками обычно используется яд, помещаемый в какую-либо съедобную приманку. Животное съедает его и умирает, причём эту смерть никак нельзя назвать лёгкой, иногда звери мучаются несколько дней. Страдают и бездомные, и домашние псы, гуляющие без намордника: уследить, что там нашёл в кустах ваш Рэкс, зачастую невозможно.

Когда осенью гибель собак от яда стала относительно массовым явлением, зоозащитники всполошились и развернули ответную кампанию. Появилась информация что в нескольких парках Москвы от яда одновременно погибали многие десятки животных, причём в случае с домашними собаками этому есть доказательства.

Издание lenta.ru приводит слова жительницы Москвы Людмилы, чья 12-летняя такса погибла после того, как съела что-то на газоне перед домом. Токсикологическая экспертиза, обошедшаяся хозяйке в сумму около 20 тысяч рублей, подтвердила наличие в организме собаки яда. С результатами всех заключений Людмила пошла в отделение полиции и написала заявление. В возбуждении уголовного дела ей отказали. "Мне сказали: если бы у вас был исполнитель и вы бы показали его, мы бы смогли возбудить" – утверждает женщина (то есть сами ищите своего обидчика). Позже выяснилось, что этот случай не единичный, жалоб поступает много, но о каких-либо принимаемых полицией мерах ничего не слышно.

О том, как люди становятся "догхантерами", можно судить по их высказываниям на форумах в Интернете. С их слов получается, что на разбрасывание отравы их в основном толкают случаи нападения бездомных собак на людей. Таким образом они "мстят" и регулируют их численность. При этом обвиняют сторонников программы ОСВ (отлов, стерилизация, возврат в среду обитания) в лоббировании интересов сугубо материальных: контроль над тем, сколько собак в реальности стерилизовано, практически не ведётся, можно ничего не делать и получать деньги.

А что у нас?

В Московской области от практики "безвозвратного отлова" собак с помещением их в пункты передержки никогда не отказывались. По крайней мере, теоретически. На практике на это постоянно не хватало и не хватает средств. Наш район в этом смысле не исключение. В Реммаше, например, для борьбы с чрезмерно расплодившимися на близлежащем Парфёновском полигоне псами, совершавшими регулярные "рейды" по улицам посёлка, привлекали даже местных охотников. В Сергиевом Посаде, судя по количеству бездомных дворняг, в последние годы регулированием их численности всерьёз не занимается никто. Собак много, чувствуют они себя вольготно и совершенно никого не боятся.

Александр ГИРЛИН, газета "Вперед"

 

Комментарии

Людмила Кузина, районная зоозащитная организация "Приют":

— У нас о массовых потравах бездомных животных я не слышала, хотя сообщения о единичных случаях поступают относительно регулярно.

В нашем районе цивилизованным отловом собак с помещением их в пункты передержки (как того требует закон) никто, по сути, не занимается: псов если и ловят, сразу умерщвляют, чтобы не возиться. Этому есть подтверждения: минувшим летом в Лозовском поселении, неподалёку от села Городок, в лесу были найдены полуразложившиеся трупы нескольких десятков собак. Жители возмущались, телеканал "Радонежье" снимал об этом репортаж.

В феврале 2012 года мы выиграли суд у администрации Сергиева Посада, доказав, что организация из Королёва, с которой был заключён договор на отлов собак, свои обязанности не выполняет. Оказалось, например, что указанные в документах адреса пунктов передержки — фальшивые. Мы сами проверяли это. Администрация расторгла договор и вскоре заключила новый, с другой организацией, тоже из Королёва.

После суда нас некоторое время привлекали в качестве консультантов при разборе жалоб на бездомных собак. Отдельные случаи покусов действительно подтвердились, но в основном дело было в страхе, который люди испытывают по отношению к животным. Впоследствии эта практика была прекращена.

Мое личное отношение — решать проблему надо, это все понимают. Собаки на самом деле собираются в стаи, на самом деле кусают людей, и с этим надо бороться. Но заниматься этим, как и в любом другом деле, должны специалисты. Мы готовы сотрудничать внештатно, просто на общественных началах. Но к нам никто не обращается.

Сергей Шарунов, ветеринар из Сергиева Посада:

— В нашу клинику время от времени приводят собак с подозрением на отравление — животные что-то съели на улице, стало плохо. Иногда помочь мы уже не в силах. Говорить о массовом явлении нельзя: такие случаи были и раньше, бывают и сейчас. Сказать, умысел эти происшествия или случайность, я не могу.

Анна Мурзак, пресс-служба районного УМВД:

— По поводу отравлений собак в полицию в этом году жители обращались дважды. После изучения конкретных обстоятельств в обоих случаях в возбуждении уголовного дела было отказано.

Сергей Климашин, заместитель главы администрации Сергиева Посада по вопросам внешнего благоустройства:

— В настоящее время у городских властей есть действующий договор на отлов собак с организацией из Королёва (не той, на которую жаловались зоозащитники). Жалоб на бездомных животных поступает много — на днях, например, сигнал поступил из поликлиники №1 на Рабочем посёлке. В августе нынешнего года Мособлдума приняла новый Закон "О мерах по защите населения Московской области от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных", обязывающий муниципалитеты определять уполномоченный орган, который будет заниматься регулировкой численности собак и кошек. В соответствии с этим законом вскоре будут внесены изменения в городские документы. Вопрос, по-видимому, придётся выносить на заседание городского Совета депутатов.

А тем временем...

Попытки создания собачьих приютов предпринимались не раз, в основном этим занимались люди, готовые посвятить идее чуть ли не всю жизнь. Об одном из них мы расспросили его создательницу. Финал столкновения энтузиазма с реальностью получился довольно грустным.

Эльза Манова, зоозащитник, владелец частного приюта для собак в п. Семхоз:

— Мой приют доживает последние дни, мне нечем платить за аренду участка и еду для собак. Приют существует уже шесть лет, мы сменили несколько площадок — начинали на Кировке в Сергиевом Посаде, продолжили в Семхозе. Сейчас я содержу шесть собак, но еще прошлой зимой их было девятнадцать. Всего же за время  существования приюта я пристроила в хорошие руки более 140 собак. У меня всё записано: их клички, адреса и телефоны людей, которые их взяли... Мне 76 лет, моей маме — 98, она участник войны, инвалид, мы существуем на наши пенсии. На сегодняшний день мой долг за зоозащитную деятельность составляет почти 500 тысяч — это и содержание приюта, и стерилизация бездомных собак, и прочее подобное. Я очень надеюсь, что когда-нибудь в Сергиевом Посаде появится другой приют для собак, о котором говорят уже столько лет, но реальных действий не видно. В одиночку с этой проблемой не справиться.

Поиск по сайту