Гуру и легенда отечественного рока Борис Борисович Гребенщиков впервые дал большой концерт в Сергиевом Посаде. Мечта многочисленных поклонников, ждавших этого события много лет, наконец, сбылась: “Аквариум” выступил во Дворце культуры им. Ю. Гагарина с программой, посвящённой как заявлено самими музыкантами, 4000-летнему юбилею группы. Зал был полон, БГ аплодировали стоя, хиты группы встречали одобрительным шумом и выкриками с мест.
Борис Гребенщиков, одно время любивший экспериментировать со своей внешностью, предстал перед зрителями Сергиева Посада в привычном в последние годы виде: умеренно, с проседью бородат, в круглых очках, с банданой на голове и кольцом в ухе.
Концерт начался с исполнения песни “Ключи от моих дверей”, сочинённой БГ ещё в конце 1970-х. Зрители её явно знали — как и большинство проверенных временем композиций “Аквариума”. Было заметно, что с современным творчеством группы слушатели знакомы не столь хорошо, от БГ ожидали узнаваемых хитов, из зала не раз просили сыграть “что-нибудь наше, старенькое”. В целом же программу можно было условно разделить на две части: примерно половина исполненных песен была написана в 1980-1990-х годах, вторая половина — в последнее десятилетие. Были сыграны даже две новинки 2012 года, не вошедшие пока ни в один альбом.
Борис Борисович по традиции ответил на записки из зала. Публику интересовало многое: “Что у вас на голове?” (раковина из испанского Сантьяго-де-Компостела, где хранятся мощи апостола Иакова), “Почему мне так хорошо?” и даже “Как вы пишете песни?” Отвечая на последний вопрос, Борис Гребенщиков посоветовал купить гитару и упражняться в игре на ней каждый день, после чего вдохновение придёт само собой. Женский голос из зала со вздохом отреагировал на это словами “бесполезно”, чем вызвал общее веселье и смех.
По окончании программы “Аквариум” трижды выходил на бис. К нам группа попала проездом из Красногорска в Коломну: серия концертов, начавшаяся в конце сентября в Донецке, завершится 5 декабря в Петербурге. Добиться, чтобы Сергиев Посад был включён в список городов юбилейного тура, как рассказал нам директор Дворца культуры им. Ю. Гагарина Алексей Вохменцев, было очень нелегко. Старания воздались сторицей.
Бориса Гребенщикова в Сергиевом Посаде ждали. Первой его дождалась узкая аудитория, приглашённая на концерт в Духовной академии прошлой весной, а на этой неделе шанс встретиться с легендой советского и российского рока получили все жители района. В небольшом интервью перед выступлением во Дворце культуры им. Ю. Гагарина Борис Гребенщиков рассказал, что он сейчас слушает в плеере, где живёт и почему никто другой не сможет спеть так, как он.
— Борис Борисович, почему именно Сергиев Посад? Вы принципиально хотели проехать по провинции или именно наш город вас чем-то привлёк?
— Начиная с 1991 года мы из так называемой провинции вообще не вылезаем. Мы начали играть в апреле 91-го, и этот тур продолжается до сих пор. Он идёт уже двадцать... двадцать один год.
— Сегодня вы представляете новую программу?
— У нас нет старой или новой программы. На каждом концерте мы играем не совсем то, что играли вчера. И так всё это трансформируется: меняется состав, меняются люди, кто-то появляется, кто-то исчезает, кто-то отъезжает, кто-то возвращается, меняются песни... А концерт всё продолжается (улыбается). Поэтому нет названия программы, да и не может быть никаких названий. Просто "Аквариум" играет то, что "Аквариум" играет в данную секунду. Через день он будет играть другое.
— Накануне тридцатилетия группы в одном из интервью вы говорили, что хотите записать альбом, где каждая новая песня была бы не похожа на предыдущую. Получилось?
— А у нас так на каждом альбоме получается.
— Прозвучит ли что-то новое сегодня? Будут ли премьеры?
— Если бы я писал столько, что в каждом городе была бы премьера, то я, наверное, был бы сумасшедшим.
— В другом интервью вы говорили, что искусство возникает от пресыщенности, когда человек может спокойно заниматься любимым делом, оттачивая каждую миниатюрную грань...
— Не очень понимаю, причём здесь пресыщенность. Нужно спокойно заниматься своим делом и оттачивать грань — и миниатюрную, и не миниатюрную. Может, корреспондент как-то не так меня понял или от себя добавил? Теперь же пресса многое от себя добавляет.
— Какая музыка звучит у вас в наушниках?
— У меня айфон. Туда влезает очень много музыки. Но поскольку в моём компьютере музыки в сотни раз больше, то в айфоне всё всегда обновляется. Вы будете смеяться — последние две недели я слушаю полное собрание органной музыки Мессиана. Почему смеяться? Потому что я единственный, кто это слушает.
— Какое событие в вашей жизни произвело на вас самое большое впечатление?
— То, что я проснулся сегодня утром. И я до сих пор не могу прийти в себя от радостного удивления.
— Также вы как-то сказали, что спеть так, как вы, никто не сможет...
— Нет. Не может. Каждый человек поёт своим голосом, и поэтому никто не сможет спеть, как я. И как Джон Леннон. И даже как Муслим Магомаев спеть тоже никто не сможет.
— Кто вам близок из тех, кто присутствует на сегодняшней эстраде?
— Я вырос в те годы советские, когда слово "эстрада" означало "враг". Те, кто на эстраде, — враги, поскольку они занимаются ложным искусством, они торгуют собой, торгуют святым, они зависимы от худсоветов, которые состоят из очень необразованных людей. Эстрада — это не то место, за которым я слежу. Лет двадцать я не смотрю телевизор, и я на самом деле не знаю, что происходит на так называемой "эстраде". И знать не хочу. И мне отлично живётся.
— Не так давно вы выступали с концертом в Духовной академии в Сергиевом Посаде. Как ваше впечатление?
— Очень симпатичная комната.
— А публика?
— Очень симпатичные люди. С двумя из тех, кто нас пригласил, мы потом ещё вместе съездили на Афон. Тоже очень хорошо. Скажем так, у нас общие друзья, и вместе мы устроили маленькую экспедицию на Пасху.
— Православная аудитория и рок-музыка. Как это сочетается?
— Вы знаете, оба этих слова для меня ничего не значат. Я не знаю, православная аудитория или мусульманская, индуистская или какая-либо другая. Для меня важно, что это люди. Что они исповедуют — это не моё дело, и спрашивать я у них не буду. И по поводу рока тоже не знаю — рок ли я играю, или ролл или джаз, или фолк. Мне не важно. Я пою песни. Как это назовут другие люди, меня абсолютно не волнует.
— Вы говорили, что фамилия Гребенщиков, скорее всего, происходит из старообрядческой гребенщиковской общины в Риге...
— Не скорее всего, а точно. Мои родные из Саратова, под Саратовом есть деревня, полная Гребенщиковых. Волна староверов попала оттуда в Петербург, мой дед из этих мест. Гребенщиковская община в Риге оттуда же. Поморский раскол.
— Вы поддерживаете отношения с ними?
— Не, они меня не выносят на дух.
— Вы жили и в России, и не только. Где вы живёте сейчас?
— Я продолжаю жить везде, но дом мой в Петербурге, и никогда в другом месте не был. А езжу я всё время и везде, и повсюду у меня есть места, куда я могу приехать и побыть какое-то время.
— Вдохновение приходит в любых местах?
— Где угодно. Часто в самых неожиданных.
— То есть ваши частые поездки к друзьям в Испанию...
— Только потому, что у них там дом, и я знаю, что я могу к ним приехать и уйти в кусты, и меня никто не будет искать.
Ирина МАКСИМОВА, газета "Вперед"
Справка
Борис Гребенщиков (БГ) родился в 1953 году в Ленинграде. Окончил факультет прикладной математики ЛГУ. Сорок лет назад, в 1972-м, основал группу "Аквариум", чьим бессменным лидером и автором почти всех песен является до сих пор.
БГ считается непререкаемым авторитетом и одним из "отцов-основателей" отечественной рок-музыки. Из "подполья" вышел в 1987 году, когда фирма "Мелодия" выпустила первую "легальную" пластинку "Аквариума".
За годы творческой деятельности Борис Борисович записал более 50 альбомов музыки. Выпустил несколько книг прозы и стихов. Участвовал в съёмках многочисленных фильмов, включая легендарные "Асса" и "Чёрная роза — эмблема печали". С 2005 года ведёт еженедельную музыкальную программу "Аэростат" на "Радио России". Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Трижды женат, есть дети и внуки.