Во вторник в ДК Гагарина прошла пресс-конференция, на которой было озвучено давно назревавшее, но все равно сенсационное известие: двенадцать депутатов горсовета написали заявления о сложении с себя полномочий по собственному желанию. Таким образом, у городского законодательного органа нет более кворума, и он становится неправомочным. Довыборы же в течение последнего года работы Совета не проводятся (его так или иначе должны были переизбирать осенью).
Среди тех, кто сложил с себя депутатские обязанности досрочно, люди очень уважаемые в городе. В посадской дюжине оказались два полковника Российской армии (Максимов и Умнов), три "командира производства" — Хейсин (кирпичный завод), Шевелев (мясокомбинат), Юшенков (заместитель директора ЗЭМЗа), директор школы Варенова, глава торгового дома (Калмыков), руководитель широко известного благотворительного фонда (Захаров), руководитель филиала государственного университета (Соломатин). Также среди "отзовистов" Александр Персианов, Великородов, Волков. Интересно, что заявления написали 10 из 12 членов фракции "Единая Россия" в горсовете. Но собравшиеся в ДК подчеркивали, что это инициатива не партийная, а их личная. Те, кто остались по идейным соображениям, в первую очередь представляют мелкий бизнес — небольшую рекламную фирму, мелкую туристическую компанию... И коммунальное предприятие, "прославившееся" борьбой за контроль над Фермой и многочисленными связанными с этой борьбой скандалами...
Сама пресс-конференция проходила очень оживленно. Дело в том, что народным избранникам (теперь уже бывшим), жалующимся на узурпацию власти в Совете спикером, не дали спокойно выступить оппоненты. Ряд депутатов из другого лагеря, во главе с самим Михаилом Григорьевым, без приглашения явились на мероприятие и привели с собой нескольких сторонников из разных районов города. Которые вели себя очень, я бы сказал, громко. Но на свои вопросы и они получили ясные ответы.
— Вы консультировались предварительно со своими избирателями?
— Я вчера провел очередной прием, пришли 26 человек. Я с ними посоветовался — они меня поддержали, — заметил Григорий Юшенков.
— Что будет с городским бюджетом?
— Сейчас по закону суд должен признать горсовет нелегитимным и назначить новые выборы. А несколько месяцев до новых выборов город проживет, расходуя (как положено по закону) деньги в размере одной двенадцатой части от бюджета этого года. Они различаются ненамного, — заметил Виктор Захаров.
— Можно ли было решить проблему иным путем?
— Мы много раз обращались с предложением встретиться и обсудить проблемы. Но руководство Совета закусило удила и вошло в непримиримое противостояние с исполнительной властью. На мэра посыпались бесчисленные жалобы в надзорные органы, которые, как правило, не подтверждались. Но не позволяли работать (только за 20 дней одного месяца в прокуратуру из Совета ушли 32 жалобы на администрацию!). Работать стало невозможно, — таково было коллективное мнение "отзовистов".
В итоге сложившие с себя полномочия решили последовать рекомендации совета старейшин района: если не можете навести порядок в своем органе, откажитесь от мандатов. Решение вполне законное, но политически и морально очень непростое. Ведь многие из отказавшихся от депутатства намерены вновь бороться за мандат на новых выборах. Более того, на пресс-конференции члены "Единой России" объявили, что не собираются отказываться от своих обещаний избирателям, они будут вести прием (уже по партийной линии) и постраются изыскать и привлечь средства, чтобы наказы избирателей были выполнены.
Сразу после первой пресс-конференции в том же зале прошла вторая. Просто сторонники Григорьева попросили прессу не расходиться и сели на те же стулья, где сидели оппоненты. Я спросил у спикера:
— Готовы ли вы ради сохранения единства Совета уйти в отставку с поста?
— Да, готов, — последовал ответ. Но через некоторое время возникла из его же уст оговорка: но если в спикеры предложат кого-то из написавших заявление, для сторонников Михаила Юрьевича это окажется абсолютно неприемлемо.
Что, как говорится, и требовалось доказать. То есть получается, что новым спикером может быть не тот, кого хотят депутаты, а тот, кого пожелают Григорьев и его сторонники. О чем тогда вести переговоры, о переводе Михаила Юрьевича в статус серого кардинала при его стороннике — номинальном председателе Совета? Для половины Совета это немногим слаще ситуации последних месяцев.
Тем не менее в среду "григорьевцы" решили проводить запланированное заседание горсовета и там искать какой-то компромисс. Непонятно только, с кем. Кажется, гордиев узел разрублен, и лучше для всех, чтобы этот гнойник прорвался как можно раньше. Пик кризиса (в стране, частью которой является город) придется, похоже, на следующее лето. К этому моменту властям города нужно подойти сплоченной командой.
Прокомментировал Григорьев и последнюю передачу на "Радонежье", где обсуждалась проблема сращивания власти и коррупции. В отношении его лично, по словам Михаила Юрьевича, там все не соответствовало действительности. И вообще он лично... никакого отношения к приватизации в районе не имел! Тем более к криминальной.
Вопрос об исторической роли Григорьева в процессе приватизации муниципальной собственности, конечно, требует вдумчивого и серьезного выяснения. Автору этих строк приходилось встречать людей, в том числе в погонах, которые уверены, что этот политик играл в процессе далеко не последнюю роль. Обсуждение его сейчас уведет нас слишком далеко от сегодняшней темы. Но газета обязательно к проблеме вернется.
А пока хочется сказать: "Горсовет умер, да здравствует горсовет!" В конце концов, пусть все решат избиратели. Они оценят по заслугам каждого на будущих выборах. И чем скорее это случится, тем полезнее для Сергиева Посада.
Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ