Официально в музее-заповеднике "Абрамцево" на прошлой неделе открылась одна выставка, но по сути их две.
С одной стороны, это собрание работ Виктора Васнецова, автора знаменитых "Алёнушки" и "Богатырей", но отдельного внимания заслуживает и здание, в котором представлены работы.
Гостям представили только что отремонтированную керамическую мастерскую. В небольшом, украшенном причудливой резьбой сооружении поместились три зала, каждый из которых интересен по-своему — как по оформлению, так и по содержанию.
Например, стоит обратить внимание на "доабрамцевские" работы Васнецова. Они разительно отличаются от тех, что прославили его. Рядом — этюды, эскизы театральных декораций, письма. Отдельной темой экспозиции стала связь Васнецова с семьёй Мамонтова. Самое яркое её проявление — портрет Веры Мамонтовой, дочери промышленника и мецената.
И тут же рядом обнаруживается неожиданность – то самое платье, в котором на портрете изображена Вера Саввишна. Это один из редких женских портретов своего времени. По воспоминаниям современников, как правило, на портретах тогда предпочитали изображать мужчин. У работы даже есть своя легенда: говорят, Васнецов был готов оставить её героине только в том случае, если она выйдет замуж в России и не увезёт картину в чужие края.
Пространство для выставки непростое, отметили на открытии, но Васнецов в него, если так можно говорить о мастере, вписался. О прошлом сотрудники музея вспоминают без грусти: когда-то щели в крыше и стенах были такими, что в мастерскую как к себе домой бегали белки.
А о качестве реставрации говорит реакция первых посетителей. Они её просто... не замечают. Говорят, что видят добротное сооружение, а следов вмешательства не видят.
Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"