Не заметить фестиваль “Русская матрёшка” было невозможно
Все выходные на Красногорской площади, непосредственно у стен Лавры, происходило что-то явно необычное. Фестиваль было видно и слышно издалека: в самом начале площади возвышалась большая концертная сцена, повсюду слышалась музыка (отголоски перелетали и по ту сторону лаврской стены), вереницей выстраивались десятки шатров. Но самое интересное находилось в шатрах — сотни и тысячи образцов народных промыслов, от копеечных игрушек и безделушек до (без преувеличения) подлинных произведений искусства.
“Русской матрёшке” предшествовали многочисленные “круглые столы” и конференции для учёных и профессионалов. Но интерес широкой публики был прикован к её зрелищной части — к ярмарке промыслов и концерту на Красногорской площади.
Двухдневный международный фестиваль был открыт в солнечный субботний полдень под колокольные перезвоны государственного ансамбля “Колокола России”. Праздничное настроение Красногорской площади задали танцевальные коллективы детской школы искусств “Гармония” из Пересвета. Под “Калинку” вслед за артистами отплясывали и зрители. В танцы на сцене включилась и кукла-матрёшка, вокруг которой водили хо-роводы.
Со сцены гостей и участников фестиваля поприветствовали министр культуры Московской области Олег Рожнов, глава Сергиево-Посадского района Владимир Коротков и замглавы Сергиева Посада Сергей Романцов.
Олег Рожнов от имени врио губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва приветствовал всех и выразил благодарность “партнёрам по организации фестиваля” — Министерству культуры России, министерству образования области, наместнику Троице-Сергиевой лавры архиепископу Феогносту, руководству района и города.
“Символично, что в рамках форума “От Сергия до наших дней” фестиваль матрёшки проходит на Красногорской площади, — отметил глава района Владимир Коротков. — Два символа нашего края — Троице-Сергиева лавра и русская матрёшка, которой в этом году будет 110 лет, — создают образ нашей Радонежской земли”.
Танцевальный марафон “Матрёшка зажигает” продолжался до самого вечера. Неутомимые хореографические коллективы из Московской области и Белоруссии исполняли народные пляски в колоритных национальных костюмах.
Всем участникам и гостям праздника было предложено раскрасить общими усилиями трёхметровую матрёшку, которую расположили возле сцены.
В росписи “мировой матрёшки” (такое имя дали ей организаторы) поучаствовали и детвора, и взрослые, и даже должностные лица. Чудо-Матрёна вызвала неподдельный интерес и оставила свой след во многих фото на память.
Основной частью фестиваля стала выставка-ярмарка “Го-род мастеров”. В шатровом городке два дня красовались не только изделия традиционных народных промыслов (таких как сергиевопосадская, кировская матрёшка, абашевская керамика, гжель, хохлома), но и декоративно-прикладные творения современности.
Кстати, практически все экспонаты можно было купить. И к вечеру воскресного дня выставочные витрины изрядно поредели. Практически никто не ушёл из “Города мастеров” с пустыми руками. Тут же можно было задать любой вопрос, выведать секреты рукодельного мастерства, потрогать всё и даже примерить.
И чего там только не было! Доски и скалки, берестяные шкатулки, можжевеловые гребешки из Великого Новгорода. Валенки из Вологды, бархатные и атласные сумки с золотым шитьём из Торжка, расписные платки из Павлова Посада. Красногорские ху-дожники привезли домотканые дорожки, сувениры из латуни. Посуда в изобилии — и деревянная, и фарфор из Вербилок и Гжели. Здесь же ткани и ажурная одежда из Костромы. Из Коломны привезли инте-ресные украшения из кожи и камней. Кузнецы-петербуржцы с гулким звоном чеканили монетки на память. А столичные гости порадова-ли и детей и взрослых пряниками, которые больше напоминали игрушки.
Умельцы хохломского промысла, дабы он не канул в лету, теперь не только выводят ягодно-золотые узоры, но и делают матрёшек и наборы для творчества. На некоторых матрёшках можно было заметить логотип сочинской олимпиады 2014 года. Как оказалось, фабрика “Хохломская роспись” из Семёнова Нижегородской области стала официальным лицензиатом олимпиады.
На ярмарке было много ученических, студенческих работ. Так, Губернский профессиональный колледж (Серпухов) представил кованые изделия и причудливые садовые скамейки и скульптуры из дерева. Московский государственный областной университет привёз на ярмарку деревянную мебель в узорах, иконы. Студенты Богородского филиала Высшей школы народных искусств выставили резных мишек.
От перемены мест...
Форум “От Сергия до наших дней”, частью которого и стал фестиваль на Красногорской площади, представили как модель предстоящего празднования 700-летия Сергия в миниатюре. То, что происходило на Красногорской, показало, по меньшей мере, “декоративно-прикладную часть” будущих торжеств.
На обычной “Волге” приехал в Сергиев Посад директор фабрики абашевского керамического промысла из-под Пензы. В багажнике “Волги” Юрий Щербаков привёз яркие фигурки синих, красных и зелёных зверей — почти тотемных, судя по очертаниям.
Он рассказал, что в лучшие времена традиционных абашевских барашков и уток неизменно брала с собой на гастроли труппа Большого театра, а сама глина, из которой делается посуда, ещё одно направление промысла, настолько чудодейственна, что облагораживает вкус любой пищи. “И это не маркетинговый ход!” — возражает против возможных подозрений директор.
И, конечно, повсеместно встречалась Её Величество Матрёшка во всевозможных вариантах, от крошечных до внушительных, и не просто игрушек, а полноправных деталей интерьера.
Героем многочисленных фотографий стала матрёшка в человеческий рост на стенде училища № 22. Запечатлеть себя на память с ней пожелали многие. У стенда училища всегда было многолюдно: курс на художественные специальности училище взяло не так давно, но батик, керамика, роспись по дереву, созданные ребятами, уже нашли своих почитателей. Труды ремесленников (и слово это надо произносить с гордостью!) из 22-го училища оценило и жюри, присудив им первое место.
Почти всё из представленного на фестивале можно было приобрести, а авторов — обо всём расспросить. И даже самому почувствовать себя художником на одном из многочисленных мастер-классов по росписи и лепке.
Все два дня мастер-классы проводили художники, приглашённые в Посад из разных городов России. Наборы для рисования участники получали бесплатно. В чемоданчик из жёсткого картона было вложено всё, что нужно для работы, — заготовка самой матрёшки, краски и кисти, и даже салфетки и лак для того, чтобы нанести последние штрихи уже дома, когда работа окончательно высохнет.
Участники приступали к работе под большим тентом на склоне площади. Пожалуй, это был рекорд одновременно и росписи матрёшки — по самым приблизительным оценкам, в мастер-классах участвовали сотни сергиевопосадцев и туристов.
Среди гостей праздника нередко встречались иностранцы — например, бельгийцы и вьетнамцы. Последние вносили в роспись свой колорит, в результате чего матрёшка приобретала восточный разрез глаз, а её одеяние украшали яркие цветы, явно не присущие Средней полосе России.
Сам факт проведения фестиваля стал событием — впервые за много лет Красногорская площадь приняла такой большой светский праздник. Многие пытались припомнить, когда в последний раз площадь переживала нечто подобное, и, прямо скажем, удавалось это не каждому.
Эксперимент с переменой места проведения подобного мероприятия можно считать удачным. Красногорская площадь выглядит более уютной, камерной и менее официальной в сравнении с Советской. Здесь нет суеты проезжей части, поскольку проспект Красной Армии закрыт как самими шатрами, так и реставрируемым зданием старых Торговых рядов.
Да и само ощущение, что стоишь на том месте, где веками, со времён первого посадского игрушечника — Сергия Радонежского, делали, продавали и просто дарили игрушку, придавало празднику особый шарм.
Победители конкурсной программы фестиваля “Русская матрёшка”
Конкурс на лучшую экспозицию “Город мастеров”:
I место — Московский государственный областной университет (Мытищи)
II место — Губернский профессиональный колледж (Серпухов)
III место — Ольга Зверева, мастер народных промыслов (Сергиево-Посадский район)
Конкурс на лучшую авторскую работу “Моя матрёшка”:
I место — Татьяна Дубинич, член Сергиево-Посадского отделения Союза художников России, преподаватель ДШИ № 3 (Сергиев Посад)
II место — Мария Дмитриева (Сергиев Посад)
III место — Марина Ожиганова (Вологда)
Конкурс юных мастеров декоративно-прикладного творчества “Улыбнись, матрёшка!”:
I место — Государственное профессиональное училище № 22 (Сергиев Посад)
II место — Школа искусств (д. Дорохово, Рузский район)
III место — Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Талдом)
Юлия ЕРМАКОВА и Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"