О "СВОЛОЧАХ" И СПЕЦСЛУЖБАХ

О «СВОЛОЧАХ» И СПЕЦСЛУЖБАХ Сын купил фильм "Сволочи". Не посмотреть его я не мог, поскольку темой отечественных спецслужб занимаюсь не первый год. Судя по публикациям, фильм вызвал противоречивые оценки. Во многих под сомнение ставилась сама достоверность сюжета. Напомню, в картине рассказывалось о некоей детской диверсионной школе, созданной НКВД СССР на территории Казахстана, в которой беспризорников и подростков с криминальным прошлым якобы готовили для совершения диверсий в немецком тылу.

Бог с ними, с киношниками. Они имеют право домыслить, "творчески переработать". В жизни все было иначе. Мне удалось ознакомиться с отчетом подобной по профилю спецшколы Управления НКВД Москвы и Московской области за 1941—1942 годы. Отчет имел гриф "Совершенно секретно". Благодарю сотрудников пресс-службы УФСБ РФ по Москве и Московской области.

Кого на самом деле готовили в спецшколах НКВД, какие задачи ставились ее выпускникам? Изучая документ, я не нашел даже намека на использование подростков.

Фронт приближался к границам Московской области. НКВД СССР вынужден был готовить диверсионно-партизанские кадры для действий в тылу врага на случай оккупации. На базе бывшего дома отдыха УНКВД МО в селе Северском, Коломенского района, по приказу начальника Управления НКВД по Московской области от 18 сентября 1941 года была организована спецшкола подрывников. Школа должна была для разрушения всех видов транспорта, коммуникаций, средств связи, складов, баз, штабов и уничтожения живой силы противника готовить диверсантов и партизан, в совершенстве владеющих подрывным делом, холодным и автоматическим оружием. Командно-преподавательский состав школы подбирали из числа лучших бойцов истребительных батальонов и, частично, из сотрудников НКВД.

Срок обучения был от 10 до 20 дней. В школе обучали самых разных людей: возраст — от 18 до 50 лет, разным был и образовательный уровень. Многие не служили в Красной Армии, поэтому командно-политическому составу школы необходимо было в максимально короткий срок дать курсанту все необходимые знания, которые он сумел бы с честью применить при выполнении спецзадания.

Кадры готовили по нескольким направлениям. Это была, в частности, подготовка диверсантов-подрывников для создания диверсионных групп, направляемых в тыл врага. В числе задач таких групп — диверсии на железных и шоссейных дорогах, разрушение промышленных объектов, уничтожение автотранспорта противника и таким образом дезорганизация и задержка его наступательных действий. Также готовились диверсионно-разведывательные группы, которые должны были незаметно переходить линию фронта, проникать в тыл врага, избегая встреч с противником и местным населением. Далее им необходимо было донести средства подрыва до объекта диверсии, тщательно разведать объект (подходы, охранение, движение транспорта), произвести диверсию и отойти. Разведданные, собранные такими группами, немедленно сообщались в ближайшую воинскую часть.

Обстановка на фронтах менялась, менялась и тактика партизанской борьбы. Появилась необходимость готовить диверсионно-партизанские отряды, в задачу которых входило бы не только совершение диверсионных актов, но и разрушение баз, штабов, складов, уничтожение живой силы и техники врага. Отряды насчитывали 25-30 человек и организационно состояли из двух групп, чтобы при необходимости каждая выполняла задачу самостоятельно.

Всего за год школа подготовила 3187 человек: 1020 партизан-диверсантов, входивших в состав диверсионных групп и партизанских отрядов, 604 бойца истребительного мотострелкового полка, 239 саперов-миноразградителей Московской области, 357 чекистов — сотрудников УНКВД Москвы и МО, 200 диверсантов для диверсионных групп 4-го отдела УНКВД МО. Многие выпускники школы за выполнение спецзаданий в тылу врага были награждены орденами и медалями.

Очевидно, что московские чекисты наряду с бойцами Красной Армии внесли немалый вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой, 65-летие которого мы будем отмечать в нынешнем году.

Александр РАЗИН,

Поиск по сайту