Около семидесяти книг для детей, более восьмидесяти собственных песен, две книги лирики, тексты к песням, которые поют Людмила Сенчина, группа “Че те надо?” (в прошлом “Балаган Лимитед”), певица Афина, дуэт Елена Камская и Михаил Забродский — согласитесь, послужной список более, чем солидный. И за всем этим — непростая судьба (собственно, в России иного пути поэту не дано) вынужденного переселенца и ранимая душа, сторонящаяся блеска, показухи, гламурности. Знакомьтесь, член Союза писателей России, поэт Елена Михайленко.
Елена Михайленко родилась в Грозном, училась в Чечено-Ингушском университете, по окончании которого работала сначала врачом-бактериологом, потом — завлитом драматического театра Чечено-Ингушского государственного университета им. М. Ю. Лермонтова. А еще она была внештатным корреспондентом на радио и телевидении, публиковалась в газетах.
На банальный, в общем-то, вопрос о том, когда и как пришло увлечение поэзией, отвечает небанально:
— У меня все не так, как у всех. Писать стихи я начала в раннем детстве, а потом, когда училась в третьем классе, перестала. И был очень большой перерыв. А когда мне было уже за тридцать, стихи пришли снова.
И это было как наваждение.
Долгое время Елена никому не показывала свои произведения. А потом решилась и дала почитать актеру театра Николаю Павловичу Жирнову, с которым дружила. Тот после прочтения высказался достаточно резко.
— Тогда мне стало интересно, — смеется Елена Петровна, — и я послала их в “Грозненский рабочий” с припиской, что это мои стихи, что они мне дороги, что я не могу судить о них объективно и хотела бы знать мнение о моем творчестве. В ответ на письмо ко мне пришел корреспондент, который сказал, что его поразила дерзкая приписка. Обычно ведь просят опубликовать.
И с того времени началась насыщенная творческая жизнь. Участие в литературном семинаре, съемки на телевидении и записи на радио, публикации в поэтических сборниках. Готовилась к выходу собственная книга стихотворений с прекрасными рисунками, кроме того, были заявлены детские книги... Но тут наступил 1991 год. К власти пришел Дудаев. И мирная жизнь, в которой только-только стали открываться новые горизонты, закончилась.
— Было очень тяжело, — медленно, будто выдавливая из себя слова, говорит Елена Петровна. — Домой в обязательном порядке старались приходить засветло, потому что ночью начиналась стрельба. Утром выйдешь на лестничную площадку, а там — кровь.
А еще долгое время Елену мучил часто повторяющийся сон — будто она со своими двумя сыновьями бежит что есть сил и их захлестывает огромная страшная волна.
Сон прекратился, когда в 1994 году буквально под пулями ее семье удалось уехать из Чечни.
Уехали, по сути, в никуда. Поселились под Питером в небольшом городке Кириши.
И жизнь пришлось начинать даже не с нулевой отметки, а с минусовой.
— Я пять лет здоровалась в подъезде со всеми соседями, — рассказывает Елена Петровна, — а они мне не отвечали. Зато, когда мы уезжали из города, все, кто проходил мимо, помогали с погрузкой, и те же соседи плакали.
В 2002 году у Е. Михайленко вышла небольшая книга стихотворений “Прими меня, моя Россия”, посвященная вынужденным переселенцам.
Однажды, прогуливаясь по московским книжным развалам, Елена Петровна выписала несколько адресов и телефонов издательств, которые выпускали детскую литературу. Так, что называется, с улицы, без всяких знакомств, она пошла с рукописью по издательствам. И о чудо — рукопись приняли.
Еще в Киришах Е. Михайленко познакомилась с композитором. Так, в сотрудничестве с Еленой Камской родилось более тридцати песен. Свои же песни — а их более восьмидесяти — Елена Петровна не записывает. Но ее голос и гитара не раз уже звучали в передаче “Душа живая” на Народном радио.
В 2005 году, купив небольшую однушку в новостройке по улице Глинки, семья перебралась в Сергиев Посад.
— Переезд из Ленинградской области в Сергиев Посад был трудным. Поскольку дом не могли долго сдать в эксплуатацию, около года пришлось снимать жилье в Рязанцах. А потом был ремонт квартиры, который, по большому счету, не удалось закончить до сих пор.
— Из-за всех этих проблем и стрессов, — рассказывает Елена, — у меня на три года пропал голос. Он до сих пор не восстановился в полном объеме.
Поэт с болью говорит о Сергиевом Посаде: “Чувствуется, насколько велики здесь искушения. Посмотрите — особенно это видно по контрасту с Лаврой, — какие здесь грязные, неубранные улицы. А ведь такой город по идее должен быть вылизан”.
Так получилось, что в Сергиевом Посаде Елена Михайленко познакомилась и подружилась с секретарем Союза писателей Москвы Лолой Звонаревой, благодаря которой удалось вырваться в несколько творческих поездок, в том числе на “Гданьские чтения” в Польшу и на международный фестиваль “Русские мифы” в Черногорию. В Польше Елена Петровна подружилась с профессором Гданьского университета паном Францишеком Апановичем.
— Мы с ним договорились общаться на “ты”, — говорит Михайленко, — так он в письмах, обращаясь ко мне, умудряется писать “Ты” с большой буквы.
Два раза Елена Михайленко была в жюри ежегодного конкурса “Посадская Лира”. В отношении детских и юношеских стихов она категорична: детей нельзя захваливать, а хвалить надо только по делу.
— Когда мне показывают: смотрите, как талантливо пишет та или иная девочка, я говорю, погодите, давайте подождем, пока этот талант вырастет, выйдет замуж и родит детей. Тогда и посмотрим, какие строчки напишутся “между стиркой и борщами”.
Мы долго беседовали с Еленой Петровной на разные темы: о литературных пристрастиях и влиянии ландшафта на стихи, о музыке и современной эстраде, о классике и посредственности.
Слушая собеседницу, я не мог отделаться от мысли о том, что поэт — это все-таки звание и что настоящая поэзия должна не просто волновать, а выжигать душу.
Стоп.
Себе я приказала.
Стоп.
Ты больше никогда
не вольешься в гул вокзала,
чтобы снова — в никуда.
Стоп.
Вот здесь твоя Отчизна.
Стоп.
Вот здесь очаг и кров.
Отслужила память тризну
эхом в долгих семь годов.
Стоп.
А душу что-то точит...
Стоп.
Звонят колокола...
Знать, покинутая ночью
тоже Родиной была.
Владимир ПИМОНОВ, Газета «Вперед»