11 сентября в библиотеке им. В. Розанова состоялся шестой праздник-конкурс “Пастернаковское лето”.
В жюри были Татьяна Собещанская (г. Мытищи), Надежда Садова и Евгений Викторов (г. Александров).
Эту строку из стихотворения Альбины Нестеренко жюри отметило особо. И еще несколько подобных строк авторов, имена которых мы не узнаем, — они не стали призерами. А есть по-настоящему превосходные строки.
Я иду по усыпанной думой дороге. Весь пропитанный грустью, как серым дождем...
Да, членам жюри порой казалась неточной рифма или нарушенным ритм. Но как сумел автор выразить безнадежность своего одиночества в этих словах! Жюри советует тем, кто не совсем в ладах с правилами стихосложения, а сказать есть что, писать прозу. И несколько образцов хорошей прозы были в этом году отмечены.
Александр Луневский (читатели газеты знают его поэтические миниатюры о жизни природы) дал две романтические зарисовки: осени, напоминающей “китайскую акварель в своей хрупкости”, и колокольного звона ранним утром, когда “звуками наполняется и лес, и орешник на берегу оврага, и открывавшаяся за острием елей тристановская даль”.
Неожиданно раскрылся еще один талант художницы Галины Осипенко. Необычна форма ее эссе — начинается оно со слов “Я люблю, когда...”, а далее название каждого месяца года:
“... Июнь с грозами. Холодок страха и радости пробегает по сердцу от раскатов грома и блеска молний.
Июль жаркий и чтобы купаться, купаться, купаться...
Август с дождями и грустный в конце месяца. В августе понимаешь, что лето прошло, и прожит еще один год жизни.
А сколько их еще осталось?”
Как просто и как выразительно!
Светлана Перегудова — ее заметки можно встретить в юмористических выпусках газеты — на этот раз написала миниатюру “Каштан”, рассказ о нескольких встречах с этим деревом. Особенно хороша концовка:
“... мое внимание привлек ряд каштанов, листья которых от жары пожухли и почти все облетели, но, самое удивительное, — каштаны цвели! Я стояла и улыбалась...
Каштаны цвели во второй раз”.
Отмечена также была проза Татьяны Смирновой, изложившей свои летние впечатления в форме переводов японских хокку. Например:Человек потерял
Кошку с золотыми глазами.
Жалко его.
За любовь к природе жюри понравилась и проза Дианы Миско: “... я чувствую себя деревом, — пишет она, — и, кажется, думаю, как оно”.
И еще в этом году впервые была подана на конкурс сцена из пьесы о Сергии Радонежском, сцена, посвященная Куликовской битве, — автор Никита Вайнонен.
И конечно, на конкурсе прозвучало много стихов. Были отмечены и те, кто выступил впервые: Наталья Докторова и Анна Фомина, и те, кто неоднократно были лауреатами этого конкурса: Любовь Бакулина, Альбина Нестеренко, Николай Храмов, Наталья Иванова, Любовь Папетина, Борис Калентьев.
Оживление и смех среди присутствовавших вызвало отмеченное мягким юмором стихотворение Любови Бакулиной:
СИМФОНИЯ ЛЕТА
Летний зной, и тихо-тихо,
Хоть бы ветер, что ль, подул.
В поле с розовой гречихой
День-деньской пчелиный гул.
Шершень в клеверную кашку
Тычет мордочку свою,
Стрекоза летит к ромашке,
Все поют, и я пою.
А цветов! Их в поле столько —
Разбегаются глаза!
Ой, пойду — меня на дойку
Ждет на привязи коза.
А вот о стихах Бориса Калентьева среди членов жюри, как я знаю, были споры — верный признак новизны стихов.
Этот автор покоряет свежестью языка, энергией, напором. В его стихах, кажется, есть что-то детское. Такие стихи надо читать вслух. Попробуйте!
КТО ЗНАЕТ ЛУЧШЕ?
Кто сказал, что невозможно
прыгать по небу, скакать, —
как по голубой дорожке
наперегонки бежать?
Можно! Можно! Знаем, можно!
Можно прыгать и скакать,
как по голубой дорожке
наперегонки бежать!
Даже можно осторожно —
неба горстью зачерпнуть
и друг в дружку тут же можно
небом голубым плеснуть.
Надо только скучной суше
громко прокричать “пока!”,
подружиться с дивной лужей
после летнего дождя.
Ах, как здорово бежать и брызгаться в теплой летней луже! Вы вспомнили детство? Бориса Калентьева попросили прочитать и другое его стихотворение — “Почему мы так говорим?”, также наполненное ощущением мира, присущим детству.
А еще было и третье стихотворение. Он посвятил его Борису Пастернаку. Может быть, самое созвучное образу, созданному Мариной Цветаевой: “... что-то в лице зараз и от араба, и от его коня...” Эти слова Калентьев взял эпиграфом. Необычные по форме стихи достойны войти в “Венок Пастернаку”, уже сплетенный нашими поэтами.
Борис Калентьев стал единственным призером, получившим две матрешки — такая в этом году была награда — и две гирлянды на шею.
Поэты, прозаики, ждем вашего участия в празднике “Пастернаковское лето” в будущем году!
Т. СМИРНОВА
Фото А. МАКСИМОВА
Газета "Вперед" №103 (17.09.2005)