На ТРК "Радонежье" - более тридцати сотрудников, почти треть - журналисты. Они давно уже добрые соседи для наших телезрителей: вечером "приходят" в дом, чтобы рассказать о новостях и интересных людях. Многих из них знают в лицо, на улицах здороваются. И в этом особенность местного телевидения: нельзя соврать, иначе будет стыдно.
Они по-разному приходили сюда: кто-то успел поработать на "Тонусе", кто-то начинал с нуля, чувствуя в себе желание самовыразиться. Телевидение стало профессией для бывших инженеров, педагогов, работников культуры. Журналистское образование - не главное, главное - быть небезразличным человеком, убежден директор-главный редактор "Радонежья" Юрий Степанов.
К тому же повышение квалификации всячески приветствуется. При любой возможности телекомпания отправляет сотрудников на курсы и семинары, не боясь, что, став профессионалами, они "навострят лыжи" в Москву. Там, кстати, работает уже немало радонежцев - на центральных и столичных каналах. Так что держится телекомпания во многом благодаря своей женской половине - от семьи далеко не убежишь. Мужскую часть коллектива преимущественно составляют операторы, эфирщики и видеоинженеры. Потому здесь и текучесть больше, но на смену подрастают молодые кадры, благо в Сергиевом Посаде есть киновидеоколледж. Будущие операторы, как правило, начинают с ассистентов, а проходит год-другой - и они уже полноценные мастера.
"Мастера" сказано не для красного словца. Один из первых дипломов, полученных "Радонежьем" на всероссийских конкурсах, так и назывался: "За операторское мастерство". Наград у телекомпании немало, в том числе два бронзовых Орфея самого престижного конкурса "ТЭФИ-Регион". В Подмосковье лишь две телекомпании удостоились этого приза: "Радонежье" и "Поиск" из Клина.
Просматривая сегодня свои первые сюжеты, журналисты смеются до слез: мы там говорим так важно, назидательно, а сами сюжеты - детский лепет. Самыми тяжелыми были первые передачи, вспоминает Сергей Осипов, их готовили почти месяц, шли они в записи, пару раз в неделю, и все равно к эфиру часто не успевали. Но команда быстро обучалась, набиралась опыта. Переход на полноценную сетку вещания стимулировал... пожар на Останкинской телебашне в 2000 году. Пришлось подменить "старшего брата" и несколько месяцев транслировать на район, помимо своих передач, наиболее интересные программы центральных каналов, дабы восполнить информационную "дыру".
Поначалу, когда хотелось всего и сразу, каждый журналист кроме работы в новостях делал авторскую программу. Постепенно у каждого сложилось свое амплуа. Светлана Модель с ее обостренным чувством справедливости - специалист по социальной тематике. Для энергичной Полины Иноземцевой не существует преград, когда надо пробиться на любой закрытый объект. Оксана Мирошникова специализируется на криминальной теме и делает передачу о собаках. Татьяна Борисова много лет погружается в "Колодец истории", из которого еще черпать и черпать. Татьяна Колганова, Ольга Солнышкина и Ирина Белякова -универсалы, которым по плечу практически любая тема. Единственный в этой женской компании журналист-мужчина Сергей Шиляев с удовольствием общается со "звездами" во время концертов в ДК Гагарина и со зрителями "Прямой речи".
В прямом эфире случается всякое. Сергей Осипов вспоминает: как-то ему пришлось искать упавший микрофон - он был уверен, что на экране заставка. Зрители увидели пустую студию, а затем вылезающего из-под стола ведущего новостей. А однажды на программу "Время удачи" привели дрессированную медведицу. "Зверя посадили рядом со мной, - рассказывает Оксана Мирошникова. - Медведица, видимо, устала и стала засыпать и валиться на меня всей тушей. Я пыталась ее поддержать, но куда там!" А еще одно незабываемое впечатление Оксаны - репортаж с питоном на шее. Искусство требует жертв.
- Закон жанра - стараться любой сюжет повернуть к человеку, - утверждает выпускающий редактор Ольга Солнышкина. - За сухими фактами и цифрами мы обязательно ищем живую человеческую историю.
- Наша формула: цвет жизни (оранжевый цвет канала. - авт.). Это обещание позитива, - говорит редактор Татьяна Колганова. - Зритель должен быть уверен, что после просмотра наших программ у него не останется чувства опустошенности, неуверенности, тупика.
Нет героя - нет сюжета. Это еще одно правило телевизионщиков. И чем интереснее, фактурнее герой, тем сложнее сюжет о нем "уложить" в рамки телерепортажа.
Съемка всегда непредсказуема, в один голос утверждают журналисты. Тем наша работа интересна, а иногда и рискованна. Некоторые думают, что мы ездим на иномарках, едим на серебре, одеваемся в бутиках - это далеко не так.
Условиям, в которых они работают, не позавидуешь: три проходные комнатки в здании Узла связи на всю журналистскую братию и рекламную службу. Зато работа интересная, и это - счастье. Завтра телекомпании "Радонежье" исполняется семь лет. Есть о чем вспомнить, есть о чем помечтать.
Е. МЕНЖУК, Ю. ДМИТРИЕВ
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперед"