В начале года газета писала о том, что служба “Скорой помощи” начала работать и зарабатывать по новым правилам. Переход на одноканальное финансирование за счёт средств ОМС стал для экстренной службы настоящей шоковой терапией. “Скорой” пришлось учиться жить заново — в новой системе координат. На сотрудников “свалилась” необходимость заполнять документацию для предоставления в страховые компании ОМС — только так теперь можно получить деньги за отработанный вызов. Вместе с тем появились серьёзные опасения: не уменьшатся ли зарплаты медиков, сможет ли “скорая” ужиться с ОМС?
О том, как чувствует себя в новых условиях муниципальная служба, мы поговорили с главным врачом Сергиево-Посадской станции “скорой медицинской помощи” Александром РЕВЕНКО.
В деньгах не потеряли
Полтора месяца назад на областном уровне была озвучена информация, что зарплаты на “скорой” по региону с начала года упали на 20-30 процентов по сравнению с прошлым годом. Коснулась ли эта тенденция районной экстренной службы?
По словам главврача районной службы “Скорой помощи” Александра Ревенко, его подчинённых эта беда миновала. “За первый квартал 2013 года не было месяца, чтобы наши сотрудники получили меньше, чем в 2012 году, — рассказывает главврач “скорой”. — Мы взяли на себя ответственность и сохранили стимулирующие выплаты на прежнем уровне”. Дело в том, что стимулирующие выплаты медработникам, которые осуществлялись по нацпроекту “Здоровье”, с этого года прекратили существование. Теперь обязанность по их начислению и выплате возложена на сами организации. “С начала года эти деньги заложены в тариф за вызовы, из которого их надо самостоятельно вычленить”, — объясняет Александр Васильевич.
Так как общей методики расчёта стимулирующих выплат нет, каждое учреждение решает вопрос как может. Сергиево-Посадская служба “Скорой помощи” оставила выплаты за первые месяцы текущего года на уровне прошлого. В дальнейшем система этих выплат изменится: тем, кто работает больше, лучше и в более тяжёлых условиях, платить будут больше.
Из-за особенностей системы авансовых платежей была значительная задержка по выплате стимулирующей части. На данный момент служба со своими сотрудниками в полном расчёте.
С переходом на новую систему финансирования районной “Скорой” пришлось внести изменения в коллективный договор о сроках выплаты зарплаты.
Вот, пожалуй, и все зарплатные новшества наших скоропомощников. В структуре заработной платы ничего не изменилось: все надбавки, положенные по Трудовому кодексу (за категорию, праздничные, ночные), начисляются, как и прежде.
На что живёт “скорая”?
Районная “скорая” на сегодняшний день имеет три источника дохода: выплаты из фонда ОМС, бюджетные выплаты и деньги за платные услуги.
Основные суммы (около 75 %) “Скорая” получает из фонда за обслуживание лиц, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Фонд ОМС платит за вызов, если пациент идентифицирован (для этого нужны его паспортные данные и полис ОМС) и вся документация оформлена правильно. Остальные вызовы покрываются бюджетными деньгами (около 25 %).
“Скорая помощь” оказывает лишь одну услугу за плату. Речь идёт о перевозках за пределы Сергиево-Посадского района, которые не входят в профиль службы. Так, наши бригады перевозят больных по их инициативе в столичные клиники. Доход от платных перевозок совсем незначительный — менее половины процента.
Штрафы
По всей стране службы скорой медицинской помощи столкнулись и с такой проблемой как штрафы. Страховые компании штрафуют медиков за неоказанную и плохо оказанную помощь и другие провинности. Местные “скорые” ряда регионов успели “наработать” такие штрафы, что после их выплаты сотрудники оказались практически без зарплат.
Александр Ревенко отметил, что наша “Скорая” тоже “заработала” штрафы, правда, небольшие. Страховщики взыскивали в основном за неверное оформление документации. Александр Васильевич добавил, что первый год работы в системе ОМС к службе будут относиться достаточно лояльно, без жёстких проверок. Большие штрафы, по его мнению, получают те руководители, кто совсем не в силах справиться с новой ситуацией и кто не умеет ладить со своим коллективом.
Полис — залог зарплаты
Около трёх процентов пациентов “скорой” остаются неидентифицированными. Доля “неопознанных” пациентов сравнительно низка, потому что у “скорой помощи” есть возможность восполнить данные о лице без документов по базам. С 2008 года Сергиево-Посадская служба ведёт свою базу данных пациентов и, кроме того, сотрудничает с другими организациями по этому вопросу. По паспорту или другому документу в базе можно найти всю необходимую информацию для предоставления в страховую компанию, чтобы вызов был оплачен. “Допустим, “скорая” привозит пациента без документов на госпитализацию. На этом мы с ним не прощаемся, а ждём, когда поступит какая-либо информация. Например, к нему приходят родственники, приносят документы. Восстанавливаем практически всю информацию”, — рассказывает Александр Ревенко.
Мало людей имеют при себе паспорт и полис, поэтому “скорой” приходится, помимо оказания помощи, потрудиться над сбором данных о пациентах, иначе можно отработать просто за “спасибо”.
Медики с тревогой ждут начало дачного сезона. Основной наплыв дачников приходится на вторую декаду мая-конец сентября. А первые москвичи приезжают на участки уже с середины апреля.
Дачные и садовые товарищества в летний период “скорая” посещает регулярно. Привезут ли с собой москвичи страховые полисы — вопрос, который сейчас волнует медиков. Дело в том, что столичные базы данных Подмосковному региону недоступны. Восстановить информацию о московских пациентах не получится так, как это происходит в отношении жителей области. Остаётся надеяться, что дачники-москвичи захватят с собой документы.
“Нам повезло хотя бы в том, что москвичи не приезжают сюда на постоянное место жительства, только на дачный сезон. У близких к Москве районов большие проблемы из-за того, что постоянно проживающие там москвичи очень часто не имеют при себе полисов”, — отмечает Александр Ревенко.
Кадровый вопрос
Зарплаты медработников в Москве, как и прежде, значительно выше, чем в Московской области. Уже много лет длится ситуация, когда медики получают на местах опыт и уезжают туда, где больше платят. Уезжают хорошие, “готовые” специалисты.
В Сергиево-Посадской службе “Скорой помощи” сейчас работают 28 врачей. Минимально необходимое количество ставок — 67. Коэффициент совместительства зашкаливает.
Молодые специалисты уже давно сюда не идут работать. Практически весь врачебный контингент пенсионного и предпенсионного возраста, и замены им нет. Нет ни одного врача в возрасте до тридцати лет, лишь один — в возрастной категории до сорока лет.
Специалисты не пойдут работать на “Скорую”, пока не будут созданы достойные условия. При современном уровне доходов посадский скоропомощник никогда не сможет заработать на собственную квартиру, уверен Александр Ревенко. А выдали жильё работнику районной “Скорой” последний раз в далёком 1997 году.
В новой системе финансирования главврач Сергиево-Посадской “скорой” не видит каких-либо позитивных перспектив: “Данный тариф не стимулирует людей приходить работать на “Скорую “помощь”. Об улучшении ситуации и речи не может быть, пока оплата труда медиков находится на таком низком уровне, как все последние годы, уверен Александр Ревенко.
Комментарий
Александр СУМИН, заместитель главы администрации района-начальник управления здравоохранения:
— Наша “Скорая” очень достойно отработала первые месяцы 2013 года. По показателям уровня заработной платы сотрудников Сергиево-Посадская служба одна из лучших в области. То, что “Скорая” смогла сохранить стимулирующие выплаты в таком же размере, как и в прошлом году, большая заслуга главного врача учреждения — Александра Васильевича Ревенко. Действиям руководства службы я даю высокую оценку.
Вместе с тем нельзя забывать, что самым сложным вопросом остаётся нехватка кадров. Мы работаем над муниципальной программой закрепления медицинских специалистов в районе. Предусматриваем варианты предоставления жилья медработникам. Кадровые проблемы будем решать всем миром, всем муниципалитетом, с привлечением к работе депутатов.
Принято решение о выделении районной службе “Скорой помощи” пяти машин по областной программе развития здравоохранения. Решение оформлено документально, будем надеяться, что оно реализуется.
В этом году областное правительство дважды поднимет зарплаты бюджетникам: на шесть процентов в мае и на девять в сентябре. Повышения касаются и медицинских работников.
Юлия ЕРМАКОВа, газета "Вперед"