Лето в этом году бьет температурные рекорды. А что в изнуряющую жару может быть лучше кружечки национального русского напитка — прохладного освежающего кваса! Правда, последнее время серия телепередач про "вредные, ненастоящие" продукты питания (в том числе и про квас) так напугали население страны, что многие боятся даже подходить к квасным бочкам. А бутилированный квас, что ни говори, на любителя. Вернее, не на любителя того кваса, который готовили по старым технологиям и который, как ни странно, еще не все забыли.
Так что там, в бочках? Мы решили "заглянуть" в них — конечно, насколько нам это разрешат. Однако совершенно неожиданно для нас выяснилось, что в Сергиевом Посаде кипят настоящие квасные страсти.
Город и район давно привык к желтым бочкам с логотипом "Росъ". С недавних пор появились похожие, но с квасом, как говорят продавцы, "от Лавры". Мы сняли пробу, оценили "светский" и "лаврский" продукт, согласно научной терминологии, по органолептическим показателям. Но об этом чуть позже.
Покупателей, по большому счету, интересуют две вещи: что мы пьем и безопасно ли это с точки зрения санитарии. По нашей просьбе нас пригласили на завод "Росъ", провели по производственным участкам.
С прошлого года на заводе установлено новое немецкое оборудование. Все исходные продукты проходят предварительную подготовку и контроль.
Безопасность продукции, как нам пояснили, гарантируется чистотой и строгим соблюдением технологического процесса. Дрожжи обязательно, как это и положено, обрабатываются молочной кислотой. В конце квас сепарируется и фильтруется. Для "живого" кваса, то есть бочкового, где дрожжей остается больше, свой подход. Его срок хранения не более 48 суток, после чего нереализованный напиток, если он остается, просто выливают. К квасу в бутылках подход более строгий — его тщательнее фильтруют, пастеризуют, срок хранения 120 суток.
Поинтересовались мы и тем, как моют бочки. Принадлежащие заводу (а это те, из которых торгуют в Сергиевом Посаде, Хотькове, Семхозе) проходят многоступенчатую систему: вначале промывку дезинфицирующим раствором для пищевых емкостей, потом водой, потом обработку паром. Если квас закупают сторонние предприниматели (а он расходится не только по району, наш квас знают далеко за пределами области), санитария на их совести. Но ежемесячно завод, как нам сообщили, проверяют сотрудники Роспотребнадзора. Имеется у производителей кваса и декларация о соответствии продукта ГОСТу (сертификацию недавно отменили на законодательном уровне).
Но есть и "закавыка". Имея большой опыт работы и все необходимые документы, завод с февраля не может получить от администрации Сергиева Посада разрешение на торговлю. Тогда как ООО "Монастырская трапеза" — новичок на сергиевопосадском квасном рынке — такое разрешение имеет. "Как такое возможно?" — спросили мы начальника отдела торговли администрации Сергиева Посада Иду Оя. Она нас заверила, что буквально несколько дней назад комиссия такое разрешение заводу выдала, но они его почему-то "не забирают". Честно говоря, нам это показалось странным. Более подробный разговор прояснил, что ООО "Монастырская трапеза" получило разрешение на десяток торговых точек, а "Росъ" — то ли на одиннадцать, то ли на двенадцать. Но у них, насколько нам известно, двадцать две бочки. Почему разрешили торговать только с половиной?
Со слов Иды Оя, решение такое было принято комиссией под руководством заместителя главы администрации городского поселения Сергиев Посад Анатолия Палёнки в целях развития конкуренции. То есть чиновники городской администрации понимают конкуренцию не как выбор потребителем понравившегося товара, а как административное решение отъять полрынка у одного и отдать его другому товаропроизводителю. А мы-то думали, что конкуренция развивается, если разрешают торговлю всем, кто имеет на это право, не ограничивают ее и применяют по минимуму чиновничий диктат. У нас необходимость конкуренции — любимая идея что Путина, что Медведева. Знали бы они, как виртуозно ее воплощает в жизнь созданная ими "вертикаль власти" — та, что пониже уровнем.
Самое удивительное, что, как мы выяснили, созвонившись с отцом Лонгиным (он отвечает за "лаврское" квасное производство), ООО "Монастырская трапеза", имея разрешение на торговлю, как он выразился, пока "не зарегистрировано как производство", а документы на получение декларации в Центр стандартизации только поданы ("Она в стадии оформления"). А лаврский эксперт по питанию Александра Ивановна Егоркина, которая, как мы поняли, отвечает за санитарный контроль продукции, поведала, что Роспотребнадзор по новому законодательству не имеет права ничего у них проверять в течение трех лет, только по решению прокуратуры.
К сожалению, вчера специалистов Роспотребнадзора на месте не оказалось, поэтому выяснить, так ли это, нам не удалось.
Что касается самого кваса, то мы, как и писали выше, вчера сняли пробу из обеих бочек, что у Белого пруда. Квас завода "Росъ" был холодным, более темным и сладким на вкус, прозрачным. Квас от Лавры оказался с кислинкой, теплым и мутным. Зато по вкусу он больше напоминал тот, что делала моя бабушка в деревне. Видимо, потому, что, как сказал отец Лонгин, он делается не на дрожжах, а на закваске с использованием хмеля. Это, конечно, прекрасно. Только беспокоят два факта. Первый: очень хотелось бы, чтобы хоть какой-то контроль качества гарантировали госорганы. И второй: разрешение, выданное на торговлю. Мы, конечно, не законники, как чиновники городской администрации, но все же складывается впечатление, что оно выдано, так скажем, с опережением процесса.
Галина СЕРОВА