Творческая встреча на Валовой

В стенах библиотеки имени Розанова 31 октября состоялось мероприятие, посвящённое Году российской истории и подготовке к 700-летию Сергия Радонежского.

Поводом для визита специалистов в области древнерусского искусства и культуры Герольда Вздорнова и Бориса Дудочкина в Сергиев Посад стала презентация двух книг. На творческую встречу пришли работники Сергиево-Посадского  музея-заповедника, представители Лавры, краевед Т. В. Смирнова, заслуженный педагог Т. А. Руднева, молодой художник Фёдор Усачёв, заведующие библиотек, представители библиотеки Московской духовной академии. В результате фонд библиотеки им. Розанова пополнился тремя экземплярами издания “Книги посещений Ферапонтова монастыря. 1911-1969”, двумя экземплярами книги “Мой Музей”. По нескольку книг было подарено библиотеке МДА и библиотеке Лавры.

Научное издание “Книги посещений Ферапонтова монастыря. 1911-1969” представил его составитель и комментатор доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник ГОСНИИ реставрации Герольд Иванович Вздорнов. Он начинал научную деятельность в Сергиевом Посаде и до сих пор тесно сотрудничает с музеем-заповедником.

Ферапонтов монастырь, расположенный в селе Ферапонтово Вологодской области, славен, прежде всего, Музеем фресок Дионисия (собор Рождества Богородицы). Основатель монастыря Ферапонт был учеником Сергия Радонежского.

Автор книги впервые посетил монастырь в 1960 году. И с тех пор вся его жизнь неразрывно связана с этим памятником древнерусского искусства и зодчества. Герольд Иванович руководил работами по реставрации фресок Дионисия, и во многом благодаря ему Ферапонтов монастырь и окружающий пейзаж были включены ЮНЕСКО в число памятников всемирного наследия.

“Книги посещений…” — плод долгих лет кропотливой работы. С 1984 года Герольд Вздорнов не только изучал регистрационные книги монастыря и извлекал из них наиболее интересные и значимые впечатления, размышления, пожелания, но и старался разыскать биографические данные о людях, упомянутых в “Книгах”. Результаты этой работы в полной мере отражены на страницах издания.

Среди лиц, оставивших свои отзывы, — художники, реставраторы, писатели, журналисты и кинематографисты, церковная, уездная и губернская аристократия, краеведы, школьники и студенты. Что интересно, отношение к Ферапонтову монастырю как к художественному памятнику оформилось со второй половины прошлого века. А до этого его воспринимали как действующий монастырь. Изменение отношения к монастырю, а также изменение его облика можно проследить по отзывам посетителей, которые в “Книге посещений…” размещены в хронологическом порядке. Кроме того, некоторые записи содержат ценные рекомендации. В связи с этим, по мнению Вздорнова, издание можно рассматривать как новый исторический источник.

Заведующий отделом научной документации Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Борис Дудочкин рассказал о книге “Мой музей”. Книга эта вышла после смерти её автора — Ирины Ивановой, которая была в числе первых сотрудников музея и прошла с ним путь становления и расцвета.

Большую часть книги Ирина Александровна написала в больнице. Записи, сделанные ослабшей рукой, местами трудно было расшифровать и свести воедино. Борис Николаевич принял участие в редактуре книги.

“Мой музей” — страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублёва, основанного в 1947 году и открытого для посещений 13 лет спустя. Книга особенно ценна фотографическим материалом. По фотографиям можно проследить путь реставрации Спасо-Андроникова монастыря и открытие на его территории музея. В книгу включены также семейные снимки Ирины Ивановой.

Татьяна Николаевна Манушина — учёный секретарь Сергиево-Посадского (а в те времена — Загорского) музея-заповедника поделилась воспоминаниями, связанными с Ивановой. В 1969 году Ирина Александровна оказала большую помощь Татьяне Манушиной в организации экспозиции древнерусской живописи. Только благодаря её научным рекомендациям древние полотна были допущены к показу. Ивановой удалось убедить тогдашнее атеистическое руководство музея, что, кроме церковной, они имеют безусловную художественную ценность.

Юлия ЕРМАКОВА, газета "Вперед"

Поиск по сайту