У МОЛОКА ПРИВКУС ОБИДЫ

У МОЛОКА ПРИВКУС ОБИДЫ

Два года назад сельхозпредприятие "Хотьковское" официально вошло в сельский нацпроект. С прошлого года это начинание федерального правительства именуют уже программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Не все хозяйства поверили в новые сельские пятилетки, а в "Хотьковском" рискнули. Что из этого вышло, мы недавно увидели, приняв приглашение директора Владимира Михайлова навестить бывший совхоз "Загорский", а ныне Селковское отделение "Хотьковского".

Переброска молочных рек

Вначале новый владелец и руководители хозяйства предприняли маневр, который озадачил многих, а особенно жителей Репихова.

У них на глазах два года реконструировали старую ферму и оснащали ее по европейским рекомендациям. Наконец, закупили породистую скотину и официально, в присутствии гостей из областного минсельхоза, перерезали красную ленточку. А спустя несколько месяцев современная ферма... опустела. Окрестные жители так запереживали, что стали звонить в редакцию газеты с вопросами: где породистое дойное стадо.

По просьбе репиховцев мы выяснили в районном управлении сельского хозяйства, что все стадо "Хотьковского" переехало в Селковское отделение. У обанкротившегося местного совхоза аграрно-животноводческая фирма купила скотные дворы и молокоприемный пункт. Перед доставкой скота фермы капитально обновили. Причем на сей раз отказались от европейских подсказок.

— Красивая идея беспривязного содержания буренок, которые в этом случае свободно разгуливают по всему павильону, обернулась непролазными навозными топями, — говорит директор "Хотьковского" Владимир Михайлов. — Как ни старайся чистить этот коровий ипподром, стадо постоянно чумазое. В Репихове придется потратиться на щелевые полы для удаления навоза. После реконструкции фермы здесь обязательно будет стадо на постое. В эти дворы вложены большие средства, и они должны принести хозяйству отдачу.

Но сейчас мы делаем ставку на Селковское отделение, где весь производственный процесс максимально оптимизирован. Здесь адаптированные к нашим условиям скотные дворы, на этом отделении мы заготавливаем основную массу кормов и фуража. Есть свой комбикормовый завод для приготовления питательного рациона и молокоприемный пункт под боком. Закупочные цены на молоко сегодня на критическом уровне — 9 с половиной рублей за литр. Съездите утром на мясокомбинат и посмотрите, что делается. Хозяйства из соседних губерний сдают скотину на убой. Сельхозпредприятия, специализирующиеся на производстве молока, не выдерживают грабительских закупочных цен и разоряются. Чтобы не оказаться в той же очереди у мясокомбината, нам надо считать каждый рубль. Потому и переехали в Селково.

Директор предлагает убедиться, что все породистое стадо на новом месте устроено с комфортом. В новых селковских дворах в потолках специальные световые колпаки, в полах появились канавки для механического навозоудаления. Коровы в стойлах чистые и ухоженные.

А когда буренка довольна, у нее и с надоями порядок, и приплод здоровый. Руководитель отделения Александр Суворинов про своего главного зоотехника Ольгу Кумарину говорит так:

— Это последние из могикан в животноводстве. Мало где так за скотиной ухаживают, как это делает Ольга Васильевна. Сама весь свой персонал набирает и обучает. У нее специалисты аж из Лозы ездят на работу. Такие же фанаты своего дела, как и наставница.

Но вот содержанием молодняка на высокой соломенной подстилке главный зоотехник недовольна. Трактор-измельчитель въезжает в телятник и струей подает солому в стойла. Но шустрый молодняк этот матрац моментально втаптывает в навоз. Теперь чумазый детсад придется отмывать. Что-то не так, признают животноводы и решают поучиться этой технологии у коллег в соседней губернии.

Теленок родился. К прибыли!

Пока наблюдали, как стелят солому в телятнике, в соседнем дворе у дородной мамаши появился на свет новорожденный крепыш. Его обтирает мягкой соломой скотник Сергей и везет на тележке в ясли. В чистеньких беленых люльках здесь две группы новорожденных телят. Ольга Васильевна с удовольствием оглядывает ясли и говорит, что в этом году воспроизводство в стаде выросло на 30%. И надои под стать племенному хозяйству — больше шести тонн на фуражную корову в год. В стаде хозяйства 370 дойных коров, а с молодняком 860. В прошлом году "Хотьковское" полностью заменило товарное поголовье на породистое и получило статус племрепродуктора.

По словам директора Владимира Михайлова, в хозяйстве сейчас занято 80 человек. Со временем многие операции будут механизированы. Специальной техникой уже и корма разносят, и стойла перестилают, а организация дойки вообще меняет представления об этой операции. Рук на ферме будет требоваться меньше. Но сейчас нужны скотники, механизаторы, доярки. Зарплату на ферме по нацпроекту платят день в день, у скотников заработок около 12 тысяч, у доярок в сезон до 17, у специалистов еще больше.

— Но попробуйте найти работников на ферму в округе, где других вакансий негусто, — говорит Александр Суворинов. — Часто бываю у старшеклассников в школе, на последний звонок приглашают — не откликается молодежь на призыв в сельское хозяйство. А старшее поколение предпочитает безделье привычному труду с гарантированным заработком. А еще говорят, работы нет. Недавно в Селкове администрация поселения собрала жильцов, которые задолжали за коммунальные услуги по

50-80 тысяч рублей. Оправдываются, естественно, безденежьем. У нас на комиссии спрашивают: есть в хозяйстве вакансии? Конечно, есть. Так чего же не работаете, задают вопрос должникам. В ответ слышим: вам надо — вы и работайте... Некоторым лучше забор на свинарнике среди бела дня разворовывать. На днях с таким «добытчиком» с милицией разбирались.

Все же есть и добрые приметы, которые дают надежду на хорошие всходы программы поддержки сельского хозяйства. Толковые кадры нашла для своего цеха главный зоотехник хозяйства, потому и нет свободных мест в телячьих яслях. А недавно в Селковское отделение приехала за рулем своего автомобиля выпускница балашихинского сельхозинститута. Наша молодая землячка сначала закончила всероссийский агроколледж, а потом продолжила сельскохозяйственное образование. Директору хозяйства выпускница заявила, что хочет применить свои знания на практике. И получила такую возможность в качестве бригадира животноводов. Главный зоотехник считает, что у дипломированного специалиста есть все шансы освоиться в профессии. К тому же, благодаря инвестору, у "Хотьковского" в технических арсеналах вся Европа.

"Инвестор верит, и нам надо"

Наша газета уже рассказывала об инвесторе "Хотьковского". Фирма НТТ занимается различной производственной деятельностью, в том числе и модернизацией электропоездов.

А несколько лет назад руководитель предприятия, которому с детства знакомы Селково и Хотьково, решил вложиться в сельское хозяйство.

— Не разочаровался инвестор в сельском проекте? — спрашиваю у руководителей хозяйства.

Владимир Михайлов приводит доводы, которые убеждают, что интерес к начатому делу у владельца хозяйства не иссяк. На посевную средства были выделены в необходимых количествах. Благодаря этому заложили 180 га ячменя, 100 га озимой пшеницы, еще 100 га овса и ржи. Хозяйство выращивает на собственные нужды 80% фуража, остальное, в том числе кукурузу, закупает. Без суперкормов не будет высоких надоев. Хозяйство планирует через полгода выйти в Селковском отделении на дойное стадо в 450 голов, затем начать освоение репиховского отделения.

Взяв кредиты на пять лет, предприятие закупило технику и оборудование, которое еще недавно можно было увидеть только на сельскохозяйственных ярмарках. На эти средства приобрели мобильный комбикормовый завод, который за сутки можно перевезти на новую площадку. На 60% готов новый доильный цех, который хотя и стоит миллионы, но окупится за три молочных сезона. В белоснежном модуле заканчивается монтаж оборудования и прокладка сетей. Современная дойка облегчит труд доярок, поднимет качество молока, поможет специалистам контролировать здоровье дойного стада. Каждый месяц инвестор выделяет 2,5 млн рублей на платежи по этим стратегическим кредитам.

Руководитель отделения Суворинов признается, что иногда приходит в отчаяние от нашей отечественной действительности. Разве может такое быть, что бутылка кваса из консерванта стоит 40 рублей, а у хозяйства переработчик по большому одолжению принимает литр молока с жирностью 4% всего за 9.50. А где это видано, чтобы комбинат, приняв жирное молоко за такую цену, разбодяжил его до 2% жирности и продал по 40 рублей за литр?!

Александр рассказывает, как расспрашивал французского переработчика на эту тему. Тот сказал, что самое большее, что можно "наварить" на переработке — это 10% в стоимости готового продукта, остальное — доход производителя молока. За малейшее отступление переработчика ждет полиция и тюрьма.

Как объяснить, что куб воды в Селкове стоит в полтора раза больше, чем, например, в Хотькове? А ведь коров надо поить, дважды в день обрабатывать молокопроводы. Электроэнергия к прошлому году подорожала на 40%, как всегда выросла цена солярки к посевной.

— Но когда уже опускаются руки, инвесторы советуют быть оптимистами. И это морально поддерживает. Инвесторы верят, значит, и нам надо. Это очень важно — верить в то, что делаешь.

Поиск по сайту