Темная поверхность, за которой может скрываться шедевр... В древности иконы вместо лака покрывали олифой, чтобы предохранить краски от влаги и царапин. Кроме того, покрытая олифой икона сияет и светится. Но у олифы есть коварное свойство. Через каждые сто лет олифа чернеет и, вместо того, чтобы делать изображение на иконе более ярким, загораживает его, как черная штора. Но при желании ее можно приподнять.
ДОСЬЕ
Слово икона происходит от греч. eikon (изображение, образ). По преданию VI века, первая икона Христа появилась во время его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях утверждается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами. В 944 году Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа; исчез образ после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году.
ЧЕРНЫЕ ДОСКИ
"Хозяйка оторвала кусочек ваты, окунула его в подсолнечное масло, налитое в розеточку, и начала намасливать черную доску. Сквозь непроглядную черноту начали проступать контуры изображения. Было это похоже на то, как если бы грязное, глухое, шелушащееся кровельное железо на глазах превращалось в черное же, но все-таки стекло, сквозь которое, как бы черно оно ни было, можно что-нибудь разглядеть. Одно это было удивительно для меня. У меня невольно возникло сравнение с хирургической операцией. Все тут было похоже: и то, как доску положили на стол, и как подтянули к ней яркую лампу на "гармошке", и как разложили инструменты: скальпель, пинцет, пузыречки с химией, вату, шприц. И вот два хирурга, или, скажем, хирург с ассистентом, внимательно склонились над оперируемой. Женщина ловко вырезала ножницами из фланелевой тряпки прямоугольную ровную тряпочку в пол-ладони величиной и пинцетом окунула ту тряпочку в розетку с вонючей жидкостью...
- Куда будем ставить? - спросила она у мужа, напитывая тряпочку, поворачивая ее пинцетом и так, и этак. - Может быть, сразу на лик?
- Ни в коем случае.
- На град? Или на меч?
- Нет, давай скромненько - на одежду. Вот сюда. Или я ничего не понимаю, или здесь потом обнаружится жемчуг..." - это строки из повести Владимира Солоухина "Черные доски", в которой он дал захватывающе увлекательное описание работы реставраторов. Сама же книга рассказывает о том, как еще в советские годы Солоухин и его друзья коллекционировали (читай: спасали) иконы. Которыми при безбожной власти забивали двери или, того хуже, покрывали кадушки...
Спасение для следующих поколений шедевров изобразительного искусства, в том числе живописи духовной - задача благородная. В Троице-Сергиевой лавре этим занимается архитектурно-реставрационная мастерская. Архидьякон отец Ювеналий, трудящийся в ней, более тридцати лет посвятил данному делу. Он тоже помнит, как приносили изуродованные изображения, которым возвращали первозданный облик. Так, например, когда он только начинал изучать премудрости мастерства реставратора, в мастерскую его учительнице Марии Соколовой принесли икону афонского письма, которая была просто изрезана ножом!
О Марии Николаевне Соколовой, руководившей 23 года иконописным классом в стенах Московской духовной академии, стоит упомянуть особо. Родилась она в 1899 году в семье священника. Революция заставила ее сначала поработать светским художником-графиком. Но церковная живопись манила. В 1928-1929 годах, в самый разгар антирелигиозной истерии, она ездила по северным городам, изучая в храмах древние фрески, делала зарисовки. Параллельно Мария Николаевна обучалась иконописи. После восстановления Троице-Сергиевой лавры начался основной период ее творческой жизни. В 1970 году Соколова приняла монашеский постриг с именем святой мученицы Иулиании. Она сама писала иконы, а в 1976 году возглавила в Лавре реставрационно-иконописную мастерскую. Среди ее учеников был и отец Ювеналий.
В ИНФРАКРАСНЫХ ЛУЧАХ
Отец Ювеналий говорит, что наиболее масштабной работой его коллег стало восстановление росписей в Святых воротах Лавры после войны. На этот труд было потрачено три года. Вскоре после того, как Лавра возродилась, были найдены палехские мастера, которые еще помнили творческие секреты своих отцов. Их также привлекли к спасению росписей. Во многих местах слой, на котором держалось изображение, был сбит. Его пришлось восстанавливать. Сами же плиты, которыми были обшиты ворота, сохранились хорошо.
Лично для отца Ювеналия одной из самых масштабных стала работа над возрождением холста западного мастера с изображением Богоматери с младенцем. У полотна была нелегкая судьба: его складывали, как простыню. Естественно, особенно пострадали краски на сгибах. Сильно попорчены были и другие участки. Восстанавливать пришлось около тысячи пятен масляной краски.
На восстановление картины ушло три месяца. Самое сложное было понять, как выглядели полностью утраченные фрагменты. После долгих поисков отец Ювеналий нашел в каталоге одного из английских музеев похожее по стилю произведение. Это сильно помогло.
Вообще архидьякон полагает, что реставратор больше напоминает химика. Ему также приходится использовать массу препаратов (причем, снимая слой олифы и краски, начинать необходимо с самых слабых растворителей, чтобы не повредить изначально существовавшую живопись). Многие, такие как скипидар, применяются с давних пор. В том числе используются и довольно экзотические, например, осетровый клей (если краски отстают от слоя грунтовки - левкаса). Его готовят из плавательных пузырей и костей осетровых рыб, реставраторы считают его самым подходящим! Иногда реставраторы применяют мед и даже пивное сусло.
Конечно, технический прогресс проявляется и в этой сфере. Можно, например, просветить при необходимости картину, икону рентгеном, ультрафиолетовыми или инфракрасными лучами, чтобы понять, что скрывается под более поздними наслоениями. В Лавре такой техники нет, да она и не слишком нужна: при необходимости можно обратиться в специальный институт. Однако самый главный инструмент - по-прежнему скальпель и черенок с ваткой, смоченной в растворителе.
Несколько веков подряд иконописцы боролись с чернеющей олифой очень просто: закрашивали почерневший слой. Теперь есть возможность снять более поздние напластования и открыть, предположим, Андрея Рублева. Отдельный вопрос: насколько оправданно губить более поздние изображения, которые могут иметь большую ценность, чтобы добраться, предположим, до слоев XV-XVI веков? Но сейчас он, по словам отца Ювеналия, несколько утратил актуальность: разработаны методы перенесения изображений на новую основу, хотя это и очень непросто.
УЛОВИТЬ НАСТРОЕНИЕ
Техника, по мнению отца Ювеналия, - это еще не все, что требуется для восстановления иконы. Необходим особый душевный настрой, следует подходить к работе с молитвой, проникаться тем настроением, которое владело иконописцем.
- Я учусь у старых мастеров, иконы которых восстанавливаю, многому, в том числе смирению, - говорит он. - Кстати, большая проблема для реставратора - насколько он может "домысливать" за предшественника, дописывать за него. Уверен, что переписывать, исправлять самостоятельно можно только те участки работы, которые утрачены безвозвратно, и только в стиле мастера.
Сегодня в реставрационной мастерской Лавры трудятся две бригады, в одной семь человек, в другой пять. Главным образом они занимаются иконами и картинами, находящимися в Троице-Сергиевой лавре. Надо сказать, что самые древние иконы Лавра потеряла в те годы, когда была закрыта. Они или попали в музеи, или были просто уничтожены. Было бы неплохо их когда-нибудь вернуть, тем более, что большинство икон в музейных собраниях закрыты от взоров людей, пылятся в запасниках. Впрочем, пока об этом речь не идет. Но помощь нередко требуется и произведениям иконописцев XIX - начала XX веков. Иконы очень чувствительны к условиям хранения, влажности, температурному режиму. Занимается мастерская и холстами.
Эта мастерская, разумеется, не единственная в стране. Самые лучшие реставраторы, как говорят специалисты, работают в НИИРе, Третьяковской галерее, мастерской Грабаря, Эрмитаже. Существуют мастерские и в ряде монастырей, в том числе и в Хотьковском (не говоря уж о столичном Свято-Даниловом и других). Но реставраторы Троице-Сергиевой лавры в этом списке далеко не на последнем месте, они смогли впитать традиции старины, переданные им монахиней Иулианией.
- Икона - это окно в духовный мир, она помогает верующему вступить в общение с Богом. И протереть это окно, очистить его от пыли и копоти очень важно. В меру своих сил мы стараемся заниматься этим, - говорит отец Ювеналий.
Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
Икона есть образно выраженная молитва. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу. Природа - одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ - наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой "не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу" (святитель Василий Великий).
Из книги монахини Иулиании "Труд иконописца"
Газета "Вперед"