Уже несколько месяцев в городском суде решают, отменять или нет итоги выборов в горсовет по округу № 3. Была там явка или нет. В деле фигурируют бюллетени, часть из которых явно подделана. Кем? Можно теоретически предположить, что или горизбиркомом, или его таинственными недоброжелателями. Становится яснее, когда на практике оказывается, что и в других округах во время избрания горсовета творились похожие "непонятки".
Поразил ли в марте нынешнего года таинственный мор сергиевопосадцев, проживающих на территории второго избирательного округа? Загадка если не для врачей, так для прокуратуры.
Передо мной копии трех протоколов из округа № 2 - за сентябрь и декабрь 2005 года и за март года нынешнего. Их предоставил мне бывший кандидат, но в любом случае эта информация является открытой. Смотрим графу "численность избирателей, внесенных в список для голосования". В сентябре их насчитывалось 20308. В декабре насчитали 20303. Это нормально, разница в пять душ - кто-то уехал или скончался. Бывает. А вот в марте, следите внимательно, в списке их всего 20046!
Что за напасть скосила почти 260 избирателей? Неужели хворь, вроде птичьего гриппа, пронеслась над округом, в состав которого входит в том числе и Птицеград? Или в числе избирателей оказался крупный цыганский табор, который в полном составе откочевал в поисках лучшей доли?
Проще предположить иное. Количество избирателей было сознательно занижено, чтобы легче преодолеть порог явки - 20 процентов. А что, если на самом деле явки не было? Результаты выборов надо отменять.
А если взглянуть на таблицу, где сводились данные по участкам, то выйдет еще чуднее. Из нее следует, что по состоянию на 8 утра в день голосования в списке было 19974 избирателя (то есть изначально выкинуть пытались больше трех сотен человек?). Но постепенно люди, вычеркнутые из списков, очевидно, подходили на участки и просили их вписать! Получилось на момент закрытия участка 20050 (а откуда тогда в протоколе упомянутая нами цифра 20046?).
И сама динамика избирательного процесса на некоторых участках вызывает большие сомнения. Скажем, на участке № 2508 в марте было отмечено два "пика" электоратной активности. Первый - с 12 до 14 часов дня. Все понятно. Хотя по сравнению с общим числом граждан, имевших в тот момент право высказать свою волю, это очень мало - всего 13,39 процента проголосовало до двух часов дня. К 18 часам порог явки был перейден лишь на сомнительные 0,03 процента. И тут избиратели проснулись вновь! Вспомнили о своем праве аж 116 человек, повысив явку почти на 5 процентов. Бывает, конечно, и так. Хотя на других участках в тот день ничего подобного не наблюдалось. Есть, над чем задуматься. Не было ли "вброса" уже по окончании времени голосования?
Еще одно чудо, зафиксированное в протоколе повторных выборов 12 марта 2006 года, заключалось в материализации бюллетеней из воздуха. Давайте посчитаем, это несложно. Получено было комиссией изначально всего 20140 бюллетеней. Выдали же бюллетеней: 49 проголосовавшим досрочно, 345 - тем, кто в день выборов воспользовался переносными урнами, 3659 - голосовавшим на участке, и 16091 были погашены как неиспользованные. Складываем четыре цифры. Мать честная! Получается-то 20144 бюллетеня, на 4 больше, чем их напечатали. И кто же их, интересно, допечатал? Участковая комиссия, прямо на месте?
Руководство городской избирательной комиссии сегодня сильно обижается, когда ее доступ к выборному архиву якобы пытаются ограничивать. Но давайте назовем вещи своими именами. Если по меньшей мере по двум округам, второму и третьему, кто-то из членов горизбиркома "нахимичил" (то есть совершил, между прочим, уголовное преступление, за которое грозит реальный срок), то сейчас этому неизвестному самое время подчистить за собой, документы подделать или уничтожить. Конечно, из меньшего большее сделать сложнее, чем наоборот. Но при наличии печатей можно попытаться сварганить и дополнительные бюллетени.
Мне кажется, в данный момент, когда ближайшие выборы состоятся лишь через полгода, всему составу горизбиркома честнее было бы подать в отставку. И пусть новые, незаинтересованные люди разбираются, что происходило с явкой и прочим.