Влюбиться на скаку

Он осторожно наклонил ко мне длинную шею, положил голову на плечо, и я почувствовала, как мою щеку приятно щекочут мягкие лошадиные губы. Гнедого коня с помпезной кличкой Диор, а по-простому Дарика, нимало не смутило, что он видел меня впервые. Вот она, мужская суть — никогда не отказываться от ласки и любви. Ни в жизнь бы не подумала, что кони так любят целоваться.

— Меня моя Пройдоха также любовью подкупила, — разрушил нашу идиллию Евгений, по профессии полицейский, по зову души — владелец ганноверской кобылы Пройды. — Пришла, положила голову на плечо, а в красивых больших глазах молчаливый вопрос: "Купишь?" Ну как тут не возьмешь?! Конечно, купил.

Евгений — один из старожилов конно-спортивного клуба "Дубнинское", расположенного в Березняковском поселении нашего района. Сейчас на постое на полном лошадином довольствии здесь находятся три десятка холеных частных элитных лошадей. Евгений попал в клуб три года назад как простой любитель и, по его признанию, по зову крови донских казаков. Теперь он опытный коневладелец, виртуозно демонстрирующий приемы джигитовки и наставляющий молодежь, как нужно правильно обращаться с лошадьми.

— Вот как вы думаете, почему к лошади учат слева заходить? — говорит Евгений и сам же отвечает, — потому что оружие казаки носили на левом боку и с этой стороны легко в седло запрыгнуть, чтобы шашка не мешала.

При этом он лихо вскакивает в седло и мчится по полю с шашкой наголо, демонстрируя казацкую удаль. Свою Пройду он приобрел совсем недавно, и не только за красивые глаза, а еще за норовистый характер. По признанию Евгения, его кобыла, как женщина, все понимает, но делает по-своему: если сказал ей ехать направо, это не значит, что она не свернет налево. И, как на любимую женщину, денег на Пройдоху он не жалеет, разумно полагая, что иной человек пропивает больше.

Ежемесячный постой с трехразовой кормежкой, чисткой и прочим уходом обходится хозяевам лошадей КСК "Дубнинское" от 9 до 15 тысяч рублей в месяц, в зависимости от того, насколько животному необходимы интенсивные тренировки с частным берейтором. Порядка семи лошадей клуба регулярно участвуют в состязаниях разного уровня по конкуру.

Например, "амазонке" Ксении всего 14 лет, тренироваться она начала два года назад, но вместе со своим караковым жеребцом по кличке Поворот уже не раз занимала призовые места в областных соревнованиях. Ее тренирует хозяин клуба, мастер спорта по конкуру Владимир Андреевич. Пока Ксения лишь арендует коня, но уже в этом году надеется выкупить его в собственность. По рыночным меркам цена на двенадцатилетнего жеребца не слишком высока — всего 160 тысяч рублей. У Ксении с Поворотом особая любовь — конь послушался ее с первых слов, как будто они были знакомы уже давно. Когда девушка мчится во весь опор по полю, прижавшись к крупу коня, готовясь перемахнуть через очередной барьер, кажется, что они слились в одно целое, единый сгусток энергии, проносящийся, как сильный порыв ветра.

Полюбоваться этой картиной на трибуну частенько приходят местные дачники. Вот и сейчас парочка любопытных зрителей-любителей, примостившись на солнцепеке, наблюдала за тренировками. Оказалось, что завсегдатаи клуба всех хозяев и лошадей знают поименно, коней очень любят, но сами обзавестись лошадкой не спешат — ответственность слишком велика, это же не велосипед, на котором поездил и поставил в угол. Лошади требуют ежедневного внимания, любви и ласки. Единожды выбрав хозяина, они каждый день его ждут, сильно скучают, если тот подолгу не приезжает.

В отсутствие хозяев уход за животными осуществляют сотрудники клуба, и Ксения одна из них. Она знает повадки своих подопечных наперечет. Например, рыжий буденовец Дракон попал в клуб еще жеребенком, он частенько хулиганит и рвет уздечку, причем успевает это сделать буквально за минуту, пока хозяин отвлекся. Гнедой тракен Диор крайне сложен в управлении, порой норовит скинуть неопытного седока, не каждый на нем усидит, и очень любит целоваться. Крайне норовистый и жеребец Бантик, но если взрослого всадника он может легко скинуть, то детей всегда возит бережно, как хрустальную вазу.

Подходим к стойлу, где живет гнедой тракен Певун. Относительно остальных лошадей конь выглядит весьма массивно, для тренировок он явно толстоват. В прошлом это был хороший выездковый конь, но перенесенная болезнь сделала тренировки невозможными. Певуну пришлось "уйти в отставку", но это не значит, что хозяева стали меньше его любить. Возятся с ним, как с малым дитем, а когда у него случаются колики, порой до двух ночи сидят.

А вот кобыле Раде из породы орловских рысаков с хозяевами повезло намного меньше, они не приезжают к ней уже год. Продать не хотят, но и денег на ее содержание не дают — финансовый кризис. Клуб содержит Раду за свой счет. Кобыла очень капризная, если не понравился наездник, может и сбросить. Но при этом смышленая и талантливая: в конкуре легко берет самые высокие барьеры, даже уговаривать не приходится, на препятствия идет сама без хлыста. По прыткости сравниться с Радой может только чистокровная ганноверская кобыла Леди Дэнс.

Еще об одной красавице — серой в яблоках кобыле Путинке из породы арабских скакунов — нам рассказала ее хозяйка Анна. Путинка, как все дамы, очень своенравна — гладить не дается (как только я протянула к ней руку, лошадь тут же навострила уши и раздула ноздри, мол, не смей). Так же строптиво она ведет себя и с соседями: игнорирует Темпа и временами пытается ухватить за хвост соседку по стойлу Прайду. На тренировочный корт Путинку также стараются выводить отдельно, чтобы не затевала драк с другими лошадьми.

Особняком выгуливают и кобылу с оптимистичной кличкой Радость, но не из-за сложного характера (хотя она под седлом и "свечку" может выдать, и "козла" сделать), а из-за полученной травмы. На тренировке, выполняя очередной прыжок, лошадь упала и повредила позвоночник. Теперь на восстановление ей потребуется не меньше года.

Есть среди клубных постояльцев и совсем экзотические лошадки — мини-хорсы Шампань и Сахарок. Они вырастают высотой не больше метра, их держат, чтобы катать детей. А также черный пони с созвучной кличкой Ночка, его пока не удалось объездить.

Стоит отметить, что для владельцев конно-спортивного клуба "Дубнинское" прокат не является целью. Они разумно полагают, что лошадь — это не вид транспорта, поэтому относятся к коням не потребительски, а на равных, отдавая должное почтение грации, уму и преданности этих животных.

— Еще не известно, кто кого больше учит — мы коней или они нас, — резюмировал, прощаясь, Евгений, и Пройдоха многозначительно кивнула головой, как будто действительно поняла, о чем мы вели речь. И, как знать, может, это на самом деле так и было.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА, газета «Вперед»

Поиск по сайту