Наша газета уже сообщала, что на прошлой неделе суд Сергиева Посада завершил рассмотрение иска о признании недействительными итогов выборов в горсовет по 3-му округу, и таки отменил эти итоги. Вечером в пятницу свою точку зрения на результат разбирательства высказали представители избиркома и горсовета - проигравшей стороны.
Перед журналистами выступили председатель городского Совета Михаил Григорьев, а также председатель горизбиркома Геннадий Гришин и секретарь горизбиркома Юрий Ермилов. Смысл их заявления сводился к следующему.
Городской суд отменил итоги выборов по округу, но вступит в законную силу его решение только в том случае, если не будет кассации. Если она последует, то у горизбиркома теоретически появляется шанс отстоять свою позицию в областном суде. Вдруг облсуд решит иначе? А до тех пор все будет идти, как идет. И горсовет будет заседать в прежнем составе. Напомним, что по решению Сергиево-Посадского суда должны лишиться мандатов сразу четыре депутата.
Сотрудники городской избирательной комиссии сначала заметили, что еще не могут с полной уверенностью утверждать, что кассация будет подана. Но затем о кассации говорили фактически как о деле решенном. Впрочем, Юрий Ермилов на мой вопрос, какие же именно доводы будут положены в основу жалобы, сказал, что говорить об этом пока рано. А ведь, казалось бы, суд рассмотрел все существующие доказательства: и бюллетени пересчитал, и даже некоторые подписи на избирательных протоколах направил на почерковедческую экспертизу. Которая показала, что подпись секретаря участковой комиссии на протоколе, которым руководствовался горизбирком, попросту подделана. Что оспаривать, выводы эксперта из УВД? Несерьезно как-то. К тому же часть избирательной документации так и не была обнаружена. Но если нельзя достоверно выявить волю избирателей, так результаты выборов и подавно следует отменять...
Другая озвученная на пресс-конференции позиция касалась законности работы городского Совета с декабря по март. Если четверо депутатов в декабре действительно получили мандат с нарушением закона, то городской представительный орган не имел права начинать свою работу. Ибо получается, что в его составе было лишь 16 депутатов вместо минимально необходимых для этого семнадцати. А правомочен он стал после довыборов в марте нынешнего года (хотя и это под вопросом, если вспомнить, что писала наша газета по выборам во 2-м округе - там в отношении законности могут тоже возникнуть сомнения).
Истец Кирилл Апостолов предлагал не только отменить результаты голосования, но и признать незаконными решения горсовета в течение трех месяцев деятельности. По первому пункту суд требования истца удовлетворил, по второму - оставил без рассмотрения.
Аргументировав тем, что права Апостолова как кандидата последующими горсоветовскими решениями в любом случае не нарушены.
Организаторы пресс-конференции почему-то уверены, что суд счел незаконными требования Апостолова по отмене решений Совета. И больше с таким иском обращаться нельзя. Юрист же Михаил Бунин, работающий с Апостоловым, придерживается прямо противоположного мнения.
- Суд не стал принимать решение, признающее работу горсовета в течение трех месяцев неправомочной, именно в рамках данного процесса. Но любой гражданин, считающий, что его права пострадали от нелегитимного горсовета, имеет полное право подать собственный иск и выиграть дело, - полагает Бунин. Пока суд в Сергиевом Посаде чаще прислушивался к его аргументам, как к более профессиональным...
Между тем, случай, когда суд отменял выборы и распускал избранный городской Совет, был зафиксирован в Подмосковье. Так случилось в Климовске, и хотя основания для иска там были иными, принципиально это ничего не меняет. Главное для нас, что такие вещи юридически вполне возможны.
Что имеем в сухом остатке? Во время процесса представители горизбиркома тянули время, как могли: не являлись на заседания, не приносили нужные документы. Не раз и не два за это суд накладывал на них штраф. Тактика не изменилась. В горизбиркоме почему-то считают, что время работает на них. Ну да, с помощью кассационной жалобы они выиграют еще месяца два-три.
Для меня понятно, что и Гришин, и Григорьев в последних событиях вокруг выборов в первую очередь защищали себя и собственные кресла, мандаты, оклады, свое привилегированное положение (отмена первых решений Совета автоматически означает, что Григорьев теряет пост спикера - ведь его избрание председателем прошло одним из первых). Избранники отстаивали никак не интересы рядовых избирателей, большей частью людей пожилых и социально слабозащищенных. Эту тяжесть взял на себя Кирилл Апостолов, мандата народного избранника не получивший потому, что другие люди совершали уголовные деяния. Избиратель и так не слишком активен, а, видя все это крючкотворство, может и вовсе разочароваться в представительной демократии.
Тем более, когда областной суд подтвердит решение первой инстанции и встанет любопытный вопрос: можно ли доверять нынешнему составу горизбиркома организацию мартовских выборов (на которых, помимо прочего, будут довыбирать и горсовет)? В принципе, такой вердикт может послужить основанием для роспуска комиссии. И тогда Сергиев Посад останется без избиркома как раз в самое горячее время. Если цель подачи кассации - сорвать в марте будущего года выборы в Мособлдуму, довыборы в районный и городской Советы, то она вполне достижима.
Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ
Газета "Вперед"