В сентябре 1869 года, 140 лет тому назад, в пещерном отделении Гефсиманского скита совершилось прославление иконы Черниговской Божией Матери — возле нее стали исцеляться тяжелобольные люди. Благодаря иконе и пещерное отделение в просторечии стало именоваться Черниговским скитом. В минувший понедельник, в годовщину прославления иконы, здесь был торжественно освящен новый большой благовестный колокол. Его отлили для огромной колокольни скита, соперничающей по высоте с колокольней Троице-Сергиевой лавры.
Как рассказал нам старший звонарь Троице-Сергиевой лавры игумен Антоний, колокол отливался в городе Тутаеве, бывшем Романове-Борисоглебске, Ярославской области. Там, по мнению лаврских звонарей, сегодня отливают лучшие колокола в России, поскольку они по своему звучанию приближены к старым образцам. Работа выполнялась под руководством мастера Николая Шувалова, причем черниговский колокол — самый большой на сегодня в его практике, прочие были меньше и легче. "Я пока не слышал его (колокола. — Ред.) голоса, но надеюсь, что он будет очень благозвучным и под него мы будем подбирать остальные колокола", — сказал игумен Антоний.
На церемонию освящения ожидался приезд патриарха, однако он прибыть не смог, прислав вместо себя управляющего делами Московской патриархии архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия.
Перед освящением в храме Черниговской Божьей матери прошло богослужение, где в числе прихожан были замечены первые лица района, в том числе Владимир Коротков. По окончании молебна поминальную службу отслужили на расположенных поблизости могилах философов Василия Розанова и Константина Леонтьева.
Новый колокол планируется водрузить на первый (нижний) ярус колокольни, но когда это произойдет, пока точно неизвестно. Его вес превышает 16 тонн. В ряду больших колоколов Лавры ("Царь", "Благовестник", "Первенец" и "Лебедь") новый Черниговский колокол занимает почетное четвертое место между "Первенцем" и Лебедем". Его поверхность украшена орнаментами и изображениями апостола Павла, великомученика Дмитрия Солунского, святой равноапостольной княгини Ольги, святого Аполинария, святой пророчицы Анны, преподобного Даниила Московского, святого преподобномученика Вадима.
Невольно возникает вопрос о предшественнике нового большого колокола, который висел на скитской колокольне до закрытия скита и был уничтожен при советской власти. Известно, что он был отлит в Москве на заводе А. Д. Самгина в 1893 году, весил 1008 пудов и 10 фунтов, то есть немногим более 16,5 тонн — приблизительно столько же, сколько современный. Колокол 1893 года украшали "изящные орнаменты в готическом стиле" и литые изображения Черниговской иконы Божией Матери, Михаила Архангела, преподобного Сергия, Даниила Столпника, Параскевы мученицы, князя Бориса и царицы Елены.
2 ноября 1893 года железнодорожная платформа с колоколом, миновав станцию "Сергиево", остановилась на 3-й версте за Сергиевским Посадом. Собравшийся народ снял колокол с платформы, поставил на бревна и катки и, после молебна, доставил к скиту. Здесь он был торжественно встречен местным духовенством и, по совершении молебна, "оставлен на бревнах".
Пять дней спустя, 7 ноября 1893 года, после окропления колокола святой водой, "многочисленные богомольцы взялись за канаты, и колокол плавно был поднят на звонницу (тогда еще временную. - Ред.) и укреплен на балках". Два — три года спустя, когда завершилось строительство Черниговской колокольни (1895 — 1896), большой колокол занял свое место в центре ее первого яруса.
Звон большого колокола 1893 года, по свидетельству современников, отличался "великолепным гармоническим тоном" и был слышен на далекое пространство.
Надеемся, что звон нового большого колокола будет не хуже. Для его подъема в этот раз, несомненно, будет использована современная техника.
Константин ФИЛИМОНОВ, Александр ГИРЛИН