“Ароматная” история

Неприятный запах есть, но закон не нарушен?

Уходящее лето запомнилось сергиевопосадцам не только скверной погодой, но и интенсивным “ароматом”, накрывшим весь город и его окрестности в конце июля — начале августа. Сильный запах, обычно присущий птицефермам, ощущался практически во всех микрорайонах: на Скобянке, Звёздочке, Клементьевке, Рабочем, Северном, Угличе... Приезжающие в город туристы удивленно принюхивались, жители приспосабливались и тихо возмущались.

В большинстве микрорайонов города вонь вместе с жарой постепенно сошла на нет. Однако не везде. Жители села Глинково (рядом с Птицеградом и Фермой) прислали в редакцию письмо с указанием, что для них проблема запахов по-прежнему актуальна: “Эта вонь уже около десяти лет не проходит, так как жидкий помёт выливают прямо на землю, в день по нескольку прицепов тракторных... Испарения накрывают Глинково уже не первый год, и все об этом знают”. Авторы письма (к сожалению, не подписавшиеся) приглашали убедиться в этом самостоятельно.

Мы выехали и нашли рядом с Глинковом по крайней мере два до сих пор “функционирующих” источника сильного запаха, изводящих, судя по жалобам, окрестные селения. Похожие на крепостной вал кучи в полтора человеческих роста высотой лежат в поле у всех на виду. Подходить близко рекомендуется только с подветренной стороны — дух стоит такой, что с непривычки валит с ног. “Аромат” ощущается на расстоянии по крайней мере нескольких километров, в чем мы убедились сами.

“ОТТУДА И ВОНЯЕТ”

Наука о запахах называется “одорология”. Различают криминалистический, медицинский и психологический её разделы. В понедельник по заданию редакции мы вынужденно стали её адептами-любителями.

Приехав в окрестности Глинкова, мы встали на обочине и стали дышать медленно, спокойно и размеренно. Шёл мелкий дождь, под ногами хлюпало. “Ну как?”, — спросил я у фотокорреспондента. — “Пока нормально вроде, не пахнет”, — отвечал он.

Двигаясь дальше, метров через пятьдесят мы начали ощущать первые ноты специфического запаха. Прикрываясь зонтиком, мы шли вперёд, всё больше и больше убеждаясь в том, что идём в нужном направлении.

Вскоре эту догадку подтвердили и местные жители. Две бабушки, встреченные нами у магазина, охотно поделились своими переживаниями по этому поводу. По их словам, запах птичьего помёта в селе не редкость — им удобряют окрестные поля. Но в этом году его интенсивность превзошла все мыслимые и немыслимые ожидания. “Воняло так, что из дома выйти было невозможно, просто слёзы из глаз вышибало. Жара, а окна открыть нельзя, дышать нечем, — жаловались они. — И раньше, бывало, случалось что-то подобное, но не так сильно. Этим летом было что-то особенное”.

На наш вопрос об источнике бедствия обе бабушки горестно рассмеялись и указали на близлежащее поле: “Вон кучи с двух сторон дороги видите? Это они. Сейчас одна вроде поменьше стала, была покрупней. Оттуда и воняет”.

Сердечно поблагодарив, мы отправились в сторону ближайшей кучи. Она располагалась в поле, метрах в четырёхстах (потом померили по “яндекс-картам”) от ближайших особняков на улице Лесной.

Дождь постепенно усиливался — но, возможно, это было даже неплохо, так как снижало интенсивность испарений и прибивало их к земле. Издалека куча напоминала какие-то редуты, и окажись этот вал просто из глины, мы бы не удивились. Запах, однако, уверял в обратном. Обойдя кучу вокруг и сфотографировав её со всех сторон, мы двинулись обратно, гадая, придётся ли теперь стирать всю одежду и пустят ли нас в автобус. Экскурсия удалась.

ВИНОВАТА ЖАРА

Тем, кто забыл, напомним, что месяц назад весь Сергиев Посад был потрясён сильным запахом птичьего помёта, распространившегося на многие километры вокруг. Выяснилось, что причиной этого стали сельхозработы, проводимые предприятием “Ассортимент-Нива” на полях за Птицеградом. Перед предстоящей посадской озимых их обрабатывали птичьим помётом. Решающую роль сыграло сочетание двух факторов — огромная площадь удобренной территории (шестьсот гектаров — это вам не шутка) и тепло, установившееся в те дни.

Опрошенные тогда специалисты разводили руками, говоря, что технология работ не была нарушена, вследствие чего сделать ничего нельзя и призвать кого-либо к ответственности тоже. Все надеялись, что после того, как жара спадёт, интенсивность испарений естественным образом спадёт и запаха станет поменьше.

Прогнозы оправдались: через недельку “ароматическая атака” в большинстве районов города сама собой сошла на нет.

Чего нельзя сказать о Глинкове. Жителям села в этом смысле можно лишь посочувствовать: из-за близости к удобряемым полям им, по-видимому, и дальше придётся терпеть злополучные запахи. Как нам объяснили в администрации района, все мыслимые проверки не выявили каких-либо нарушений законодательства.

Александр КОНДРАТЬЕВ, газета "Вперед"

Комментарии

Иван КОНЧАКОВ, начальник отдела сельского хозяйства районной администрации:

— Закон в данном случае не нарушен. Проверки проводила и прокуратура, и Роспотребнадзор, и другие инстанции.

Эти поля обрабатываются там уже очень давно. Возможно, строить новое жильё в непосредственной близости от них — не самая лучшая идея. Периодически, конечно, может возникать запах. А как вы хотели, в сельской местности такое бывает.

Этим летом запах, действительно, был сильнее из-за того, что для удобрения полей под озимые в жару вскрыли бурт и вносили удобрения в почву. В нашем районе сельскохозяйственное производство достаточно развито, от этого иногда случаются и неудобства.

Виктор ШОЛЬ, руководитель сельхозпредприятия “Ассортимент”:

— По технологии буртования высота бурта должна составлять 2,5-3 метра — как раз то, что вы видели. Чтобы стать удобрением, ему необходимо пролежать на одном месте не менее полугода. По существующим в России правилам, расстояние от бурта до домов должно составлять не менее 300 метров. Там больше, нормы не нарушены. Жидкий помёт положено присыпать торфом.

Совсем избежать запаха невозможно. У нас нет больших полей длиной, допустим, в километр.

Возможно, в этом году мы совершили ошибку: вскрыли бурт в Туракове в самую жару и, действительно, навоняли на весь город. Теперь мы сделали вывод, что на солнцепёке проводить такие работы нельзя.

Татьяна ПРОНИНА, начальник территориального отдела Ропотребнадзора:

— В конце июля и начале августа к нам, действительно, поступали жалобы жителей на неприятный запах птичьего помёта. Звонили из села Глинково и различных микрорайонов Сергиева Посада. После 15 августа ни одного обращения по этому поводу к нам не было.

Мы провели анализы атмосферного воздуха на содержание аммиака. Предельно допустимая концентрация нигде нарушена не была, претензий к сельхозпроизводителям мы выставить не могли.
Размещение площадок для складирования и буртования помёта должно согласовываться с органами Роспотребнадзора. По санитарным нормам расстояние до жилья не должно быть меньше 300 метров. “Ассортименту” мы согласовали четыре площадки.

В случае возникновения подобных жалоб рекомендую обращаться не только в Роспотребнадзор, но и в органы ветеринарного, фитосанитарного Росприроднадзора, это входит и в их компетенцию.

Поиск по сайту