Без гегемона каши не сваришь

В конце августа президент страны Дмитрий Медведев провел заседание госсовета на остро актуальную тему профессионального образования в стране. За “круглым столом” собрались руководители и производственные мастера профучилищ и колледжей, чиновники минобразования и эксперты, бизнесмены-работодатели, сотрудники центров занятости, представители партий и общественных движений. Состоявшийся разговор можно считать настоящей сенсацией: 20 лет в стране рабочий класс ассоциировался по большей части с трудовыми мигрантами, работающими как-нибудь и за гроши.,

Без гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришь

И вот теперь президент заявил, что без собственных высококлассных рабочих кадров модернизацию в стране не осуществить. Не подлежит сомнению, что одни менеджеры погоды в производственной сфере не сделают. Об этом мы говорили с руководителями и производственными мастерами двух районных училищ начального профессионального образования — ПУ-22 и ПУ-88. Им есть, что предложить в современную концепцию профессионального образования своего района.

В законе чего-то не хватает

Всех, с кем мы обменивались мнениями о состоявшемся обсуждении профессиональной подготовки в стране, зацепила фраза, которую обронил кто-то из чиновников минобразования. Дескать, ПТУ — это пережиток прошлого и “камера хранения для трудных подростков”.

— Мы уже не удивляемся таким “комплиментам”, — говорит директор ПУ-22 Евгений Александрович Сергеев. — О начальном профессиональном образовании два десятилетия вообще не вспоминали. В стране сегодня готовят новый закон об образовании, и в нем слова нет об училищах, которые готовят рабочий класс. Когда-то он считался гегемоном, и в этом, конечно, был большой идеологический перебор. Но хотелось бы знать, как федеральное министерство образования представляет себе страну вовсе без рабочих и тех, кто их обучает? Авторы законопроекта о нас просто забыли! Мы сегодня стучимся во все двери, чтобы исправить это недоразумение. К счастью, в правительстве нашей области проблему осознают и лоббируют школу начального профессионального образования на своем уровне.

Без гегемона каши не сваришь

Коллега Сергеева из 88-го профессионального училища, представитель директорской династии Михаил Николаевич Капустин категорически не согласен с приравниванием ПУ к “камере хранения” для бедовых подростков.

— Позвольте, но это даже формально не верно. Из камеры хранения вы забираете тот же чемодан, что оставляли. А мы берем подростков, которые фактически никому не нужны — ни школе, ни колледжу, ни институту, а нередко бывает, что и собственной семье. Наши воспитанники на 60 процентов из неполных семей. Стартовые возможности у таких детей, согласитесь, гораздо скромнее, чем у сверстников из благополучных семейств. Нашим ребятам не приходится рассчитывать на поддержку домашних в приобретении профессии. О какой поддержке можно говорить, если детей растит одна мама. Хорошо, если ей удается накормить и одеть своих ребят. Получить ремесло для них — это шанс найти свое дело в жизни, ощутить себя мастером, продвинуться дальше по профессии.

Директор 88-го училища говорит, что его педагоги и мастера — люди закаленные и необидчивые, не избалованы они высокими заработками. Если остались в этих стенах, значит, действительно нашли свое призвание. Но даже такие “бойцы” профессионального обучения и наставники рабочей молодежи бывают обескуражены, когда, открыв местную городскую газету, читают черным по белому в статье молодого репортера: “Будем откровенны, ПТУ — это для отбросов общества...”

Без гегемона каши не сваришь

— Юнец, бросивший хлесткую фразу, вероятно, даже не понял, что обидел тысячи людей только в нашем районе, — говорит заместитель директора ПУ-88 Анна Захаровна Горобец. — Выпускники профессиональных училищ нас кормят, обувают, одевают, стригут, производят для нас умную современную технику. Им мы доверяем свои автомобили и свой бытовой комфорт. Откуда такое пренебрежение к ремеслу?

В 22-м училище автору публикации посоветовали внимательнее присмотреться для начала к своим родственникам. В ремесленном убеждены, что даже в ближнем кругу обязательно найдется выпускник училища. А сколько их окажется среди друзей-знакомых! Родители многих нынешних руководителей района оканчивали когда-то наше старейшее ремесленное. И среди признанных ныне специалистов немало выпускников 22-го училища. Кого же вы отбросами назвали, юноша?

Перевернутая пирамида

Работники училищ говорили нам, что удивлены не столько внезапным интересом к теме профессионального обучения, сколько тем, что проблему разрушения рабочего слоя общества так долго не замечали. В подтверждение этого абсурда приводили образовательную статистику прошлого года. Количество выпускников профучилищ, среднетехнических учреждений и вузов в районе составило соответственно 300, 600 и 800 человек.

Без гегемона каши не сваришь

— Но это же перевернутая пирамида, — оценивает ситуацию Евгений Александрович Сергеев. — Должно быть как раз наоборот, если хотим, чтобы заводы работали и было кому модернизировать нашу промышленность.

— Можно считать обыкновенным чудом, что в Подмосковье профессиональные училища уцелели, в то время как в других регионах их закрывали в массовом порядке, — добавляет заместитель директора ПУ-22 Екатерина Гавриловна Гладкая. — В районе лет пятнадцать назад, к великому сожалению, закрылось 11-е профессиональное училище в Краснозаводске (оно тоже готовило станочников), но два других удалось спасти. В Москве их вообще не осталось. Столица сохранила только профессиональные колледжи, но они готовят не рабочих, а нечто промежуточное.

В 22-м училище считают, что это путь в тупик: откуда же возьмутся квалифицированные рабочие, если начальная профессиональная подготовка забыта? У колледжей нет такой производственной базы, как у профучилищ. Ремесленное не так давно получило от области учебный класс современных станков с компьютерным обеспечением. Еще одна рабочая мастерская так и стоит в ящиках, нераспакованная. Ремесленное ждет, когда стране понадобятся собственные рабочие кадры. Судя по разговору на госсовете, это время, кажется, пришло. Вот и в первых же заявлениях нового мэра Москвы прозвучало, что столица будет кардинально менять отношение к подготовке рабочих кадров.

Нужны свои классные мастера и нашему району. Специалисты производственного обучения 22-го училища говорили, что некоторые местные заводы упустили немало выгодных заказов из-за острого дефицита станочников и других рабочих специальностей. Сегодня “Скобянка” не знает, как решить эту проблему, готова принять целиком всю группу выпускников-станочников из ремесленного. Но училище уже не готовит рабочих, как в советские времена, с запасом на всякий случай. Да и не пойдет сюда молодежь за “какой-нибудь” специальностью — всем нужна востребованная сегодня профессия.

Без гегемона каши не сваришь

Училища не без трудов набирают группы, на свой страх и риск определяют спрос на профессии, иногда даже дублируют друг друга. И с горечью отмечают, как “проваливаются” фирменные направления в подготовке рабочих кадров. ПУ-22, которое готовит лучших станочников области (со всех конкурсов приезжают наши лауреаты), не может в одиночку набрать полноценные группы токарей и фрезеровщиков. Не верят сегодня выпускники школ в профессии электриков и радиомонтажников. Парадокс, но как раз эти профессии сегодня в рейтинге самых дефицитных на предприятиях. Педагоги разделяют идею президента Медведева, который считает, что теперь бизнесмены должны сами участвовать в подготовке рабочих кадров.

Рабочий — “изделие” штучное

Оба профессиональных училища скоро отметят значительные даты в своей биографии. Старейшему в районе 22-му училищу в декабре исполняется 70 лет. Опытным педагогам и молодым мастерам производственного обучения мы задавали вопрос, готовы ли училища к современным образовательным моделям? Заместитель директора 22-го училища Денис Бадаев сам еще молод. Он абсолютно убежден, что его рабочая школа может предложить районным предприятиям целый спектр образовательных услуг. Если бизнес, как говорили на госсовете, подойдет к этому делу расчетливо, вложится в подготовку кадров для своих заводов, то и получит в итоге именно таких рабочих, какие требуются производству.

— У нас это, кстати, и прежде очень хорошо получалось, — добавляет самый опытный мастер производственного обучения Лидия Павловна Максимова. — Мы готовили станочников и радиомонтажников для оборонных предприятий даже с подготовкой мастеров на будущем рабочем месте. Было бы желание самого предприятия участвовать в подготовке рабочих кадров.

Без гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришь

— И за полгода сможете станочника обучить? — спрашиваем у мастеров производственного обучения 88-го училища. — Бизнесмены на госсовете такое требование к училищам выдвигали...

— И за полгода подготовим, но при условии, что это будет переобучение, — отвечают педагоги рабочих. — А из вчерашнего школьника за пару месяцев мастера не сделаешь. Он ведь в наших стенах получает среднее образование, ремесло и воспитание. Тут подготовка по методу “взлет-посадка” не получится.

В 88-м училище говорят, что открыты любым образовательным новациям. Не исключают даже, что над некоторыми проектами могут работать сообща с коллегами из ПУ-22. Но на одном коллеги из профучилищ намерены стоять до конца. Они категорически не согласны с прозвучавшим на госсовете призывом некоторых чиновников от образования снять с ПУ социальную нагрузку. Предлагается закрыть прием учащихся с неполным средним образованием и работать в дальнейшем лишь с выпускниками школ.

Оба директора тут же подсчитали, сколько конкретно молодых душ намерены сбросить со счетов эти реформаторы. В двух ПУ порядка тысячи человек и еще столько же в 8-м областном колледже. В общей сложности две тысячи человек. И среди них немало тех, для кого ремесло — единственный поплавок в жизни. Лишить их шанса на рабочее образование, это значит, реально загнать подростков в жизненный тупик.

— Мы педагоги и психологи в одном лице, — говорят о себе наставники профессионального училища. — Это сказки, что сокращенные в вузах педагоги могут легко освоить нашу специальность. Далеко не всем даже хорошим педагогам это по силам.

Анна Захаровна Горобец рассказала лишь одну историю из жизни своих воспитанников, а таких маленьких драм на ее памяти много.

Без гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришьБез гегемона каши не сваришь

Воспитанница привела в середине учебного года соседку, которая бросила школу, а к другому берегу не пристала. Никто не подсказал, и в семье не настояли... Подружка горячо хлопотала за выбывшую из школы барышню, говорила, что она не работает и не учится. Взяли, конечно, не пропадать же девчонке на улице. А через месяц в училище пришла ее мать с вопросом: “Что вы сделали с дочкой? Она бегом бежит на занятия...”

Без гегемона каши не сваришь— Если этим детям отсечь путь к образованию, на улицу выходить не страшно будет? — подводит итог размышлениям Евгений Сергеев. — У нас другие планы в отношении рабочего резерва района.

Директора училищ сообщили, что уже совместно обратились к главе района с предложением обсудить возможности подготовки рабочих кадров с учетов новых реалий. Руководители настаивают, чтобы представители школы рабочих кадров участвовали в работе совета директоров при главе района, в районном Координационном совете.

Район планирует три промышленных округа, отмечают в училищах, но кадры для этих проектов готовить еще не начинали. Какие экономические планы у района, какие рабочие кадры ему понадобятся в ближайшие годы — все это должны знать и учитывать в своих программах профессиональные училища. Чем плотнее будут контакты рабочей школы с властями и бизнесом, тем больше шансов, что рабочий резерв найдет применение на предприятиях района.

Светлана АНИКИЕНКО, Газета "Вперед"
Поиск по сайту