Если бы праздника "Боковская осень" не существовало, его бы непременно следовало придумать — ну какому другому местному поэту столь ловко удавалось складывать простые слова в трогательные строчки, которые так хочется спеть?
НЕ ФЕСТИВАЛЬ, А ПРАЗДНИК
В минувшую субботу в Язвицах (Богородское поселение), во дворе дома, где провёл детство Виктор Боков, эти строки зазвучали вновь. Как это бывает каждый год, сцену установили прямо во дворе. Здесь же расположился импровизированный зрительный зал, утопающий в великолепных георгинах. Вот именно за эту уютную, почти домашнюю, располагающую к открытости атмосферу и любят праздник в Язвицах.
Именно праздник, а не фестиваль с призами, как подчёркивают тут, собрал коллективы из Сергиева Посада, Москвы, Александрова, Красногорска, Муханова, Краснозаводска и Богородского.
В "Боковской осени" участвуют не только музыканты. Отдельно представлен и довольно редкий в наше время жанр — художественное слово. Читают стихи Бокова, как правило, школьники, и этот год не стал исключением. Сами педагоги отмечают, что боковское слово понятно ребёнку практически любого возраста.
Праздник проходит под патронатом администрации Богородского поселения, средства на содержание самого музея также поступают из местной казны. Предварило концертную программу выступление главы поселения Виктора Кузнецова.
Выступил и человек, открывавший этот музей около десяти лет назад, — Василий Гончаров, который недвусмысленно дал понять, что "Боковскую осень" непременно должны увидеть и в Сергиевом Посаде.
Первым на сцену вышел хор "Россиянка" из Богородского — давний друг музея. К субботнему выступлению коллектив обновил программу, добавив в репертуар немало новых песен. Любопытно, что всю музыку писал участник хора Вадим Буклешов, он же — автор неофициального гимна Богородского.
Другие коллективы впервые появились в Язвицах просто как туристы, но через некоторое время возвращались уже в концертных костюмах — как, например, хор из Александрова, так же тепло встреченный публикой.
КЛАССИК ПРИ ЖИЗНИ
Если при жизни автора его песня переходит в разряд фольклорных, это большой успех. Поэт Виктор Боков стал соавтором не одной, а целого ряда таких песен.
"Никто другой не написал столько хитов своего времени", — так некоторые зрители применяли современные понятия к творчеству поэта. И были правы: весёлый парень из глубинки уловил устремления и ожидания самых разных людей и не потерял этот дар до своих последних дней.
"Его знаменитые песни немного заслоняют стихи", — признаются ценители. Но на фестивале звучат не только всем известные строчки про тот самый оренбургский пуховый платок и того самого солдата, который едет на побывку. Участники, надо отдать им должное, стараются найти что-то новое. В общей сложности в празднике участвовало 70 с лишним чтецов, и ни одно стихотворение не повторилось. Согласовывать иногда приходится лишь песни — считается, что здесь риск пересечения выше.
Не обходят участники стороной менее "лакированные" строчки, которые поэт, обвинённый в "разговорах", написал в лагерях. Писал — и запоминал, потому что на ручки и тетрадки заключённые ГУЛАГа вряд ли могли рассчитывать.
Но кто бы мог подумать, что со временем музей Виктора Бокова станет первым прижизненным музеем в России. Компанию ему составил лишь Михаил Калашников, создатель автомата из Ижевска.
МЕНЯЮ ЧАЙНИК НА КНИЖКУ
Но одним концертом по осени дело не ограничивается. Музей напоминает о наследии Бокова в течение всего года: то проведёт конкурс сочинений в школах, то конкурс поэтов или иллюстраторов.
Здесь хорошо помнят мальчика, победившего в одном из таких конкурсов. Его сильно разочаровал приз, не самый бесполезный причём — электрический чайник. "Лучше книжку", — заявил он жюри и этой фразой вошёл в историю.
Сам музей "затерян" между Краснозаводском и Богородским, и эта удалённость становится дополнительным поводом искать всё новые формы работы.
Теперь здесь можно на примере семьи Боковых посмотреть, как жили крестьяне начала XX века: представить себя поваром, почти древними инструментами порубить кочан капусты или отправить каравай в печку.
Как выяснилось, отец поэта Фёдор Боков (притом что окончил всего три класса) вёл журнал с описанием быта. Это оказалось ценной находкой — старину восстанавливали по первоисточнику.
А первоисточник не упускал ни одного повода сделать запись. Есть в этой деревенской летописи совсем неожиданные упоминания: например, о том, как в деревню заходили волки, или о том, как сватали 90-летнюю бабку.
Сотрудники музея часто выступают с лекциями по всему району: бывают в школах, библиотеках, навещают пожилых людей в местных советах ветеранов. О музее знают не только в Посаде, информация о Язвицах долетает до Дмитрова и Александрова.
Поражает масштаб написанного Виктором Боковым: при жизни было издано около полусотни сборников, и ещё столько же ждут своего часа в рукописях. Будет ли издан "неизвестный" Боков? Ответ узнаем в ближайшую пару лет, оставшуюся до столетия автора.
Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"
Фото автора