Одним из громких событий городской жизни весны 2010 года стало возбуждение уголовного дела в отношении бывшего, а на тот момент действующего директора одного из музеев, коих в нашем районе так много. Его вместе с женой, тоже сотрудницей музея, обвиняли в мошенничестве в крупном размере.
Следствие длилось несколько месяцев и к осени, наконец, дошло до логического финала — суда. Седьмого октября был оглашен приговор, который ныне уже вступил в законную силу. Обвиняемые признали свою вину (и были признаны судом виновными), им назначено наказание в виде лишения свободы условно. В Сергиево-Посадской городской прокуратуре нам рассказали о некоторых обстоятельствах этой истории.
В центре Сергиева Посада, на берегу пруда, до недавнего времени работал ресторан. Помещения для приготовления и приема вкусной и здоровой пищи он арендовал у музея согласно официально действующему договору аренды. Плата за нее (довольно скромная по посадским меркам) и деньги за "коммуналку" ежемесячно перечислялись на счет музея после выставления соответствующих счетов.
До конца прошлого года все шло своим чередом: ресторан работал, арендная плата поступала своевременно. Казалось, так будет продолжаться еще долго, но внезапно начались непредвиденные трудности.
Как следует из материалов суда, в ноябре-декабре 2009-го директор музея, угрожая закрытием ресторана, потребовал внести изменения в состав его учредителей и вместо одного из них вписать в документы свою жену. Терять выгодный бизнес коммерсанты не захотели, и условие было выполнено.
Примерно в то же время им было сказано, что перечислять текущие платежи и деньги за "коммуналку" на счет музея пока не следует из-за изменений в работе бухгалтерии. В связи с чем к концу года у ресторана образовалась задолженность по аренде за три месяца (октябрь — декабрь).
Сразу после Нового года арендаторам объявили, что погасить долг следует наличными деньгами, вручив их для передачи в кассу музея супруге директора. Деньги отдали без всяких квитанций (впоследствии выяснилось, что в бухгалтерию они так и не поступили). Так продолжалось еще некоторое время, пока вновь не произошли серьезные изменения в "правилах игры".
Первого апреля директор музея пригласил учредителей ресторана в свой кабинет, где между ними состоялся примечательный диалог, по воле случая запечатленный на видеокамеру. Он объяснил, что из областного министерства культуры получено письмо, где сказано, что перезаключение договора аренды (срок старого закончился) невозможно, так как это противоречит действующему законодательству. Однако он берется решить эту проблему, если будут выполнены его условия.
"Если я договариваюсь насчет аренды, я хочу иметь на своем столе два миллиона в год. Тупо. А вы можете заниматься, чем хотите, — сказал он. — Иначе все это уходит государству и никакой аренды вообще не будет". Текущие официальные платежи при этом сохранялись. Кроме того, он потребовал назначить директором ресторана свою жену и сменить бухгалтера: "Я хочу контролировать деньги. Это мое помещение".
Рестораторы взяли тайм-аут на обдумывание. Размышления и анализ ситуации привели их в милицию, и на следующую встречу они пошли, вооруженные современной техникой и помеченными купюрами: 184 тысячи за текущие платежи и 170 тысяч (1/12 от 2 миллионов) в качестве платы за продление договора.
Вручение денег состоялось, а после этого в кабинет вошли оперативники. Директор музея и его жена были задержаны с участием понятых и выполнением прочих процессуальных норм.
Через некоторое время им предъявили обвинение в мошенничестве — выяснилось, что никаких официальных полномочий на перезаключение договора аренды у директора не было и его обещания "договориться" были лишь обещаниями: документ все равно был бы признан незаконным. С точки зрения закона речь о взятке в этом случае не идет.
Всесторонне рассмотрев дело, суд приговорил директора к полутора годам лишения свободы, его жену — к двум с половиной, обоих условно, с испытательным сроком один год.
Ресторана в этом месте, по-видимому, не будет уже никогда.
Редакция благодарит за предоставленную информацию помощника Сергиево-Посадского городского прокурора Марию КОТОВУ