Федор + Иола = фестиваль

Рейс к ШалЯпину

Празднику несколько лет, но все началось гораздо раньше — более века назад, когда здесь, в деревне Гагино, в церкви близ усадьбы общих друзей русский бас обвенчался с итальянской балериной. Историю Федора и Иолы в Гагине теперь знают все и каждый раз пересказывают гостям с нескрываемой гордостью.
Деревенский праздник — это одновременно концерт под открытым небом, выставка фотографий, публикаций, встреча старых друзей и стол с угощениями. И так происходит каждый год.

Он появился как затея местных жителей, потом идею деревенских мужичков раскрутило телевидение «Радонежье», потом подключились местные власти, ДК “Юность” из Березняков и российские организации по сохранению культурного наследия, и вот уже шаляпинский «опен-эйр» стал традицией.

Здесь теперь уже не только поют и вспоминают Шаляпина, но и спасают исчезающий на глазах церковный комплекс, где в прежние годы складировали ядохимикаты, а саму церковь, как говорят сами же местные жители и дачники, потихоньку разбирали на кирпичики. Ищут спонсоров в крупных городах и понемногу собирают деньги сами.

В этом году зрителей было как никогда много, люди приезжали даже из Москвы и городов Подмосковья. Те, кто добирался общественным транспортом, по прибытии в Сергиев Посад встречались у памятника Савве Мамонтову на Вокзальной площади.

У памятника стоял парень в зеленой футболке с табличкой «с. Гагино». На его лице читалось удивление: желающих поехать в историческую деревню в разы больше, чем вмещал микроавтобус, отправленный березняковской администрацией и сергиевопосадской автоколонной. Устроителям праздника пришлось организовывать дополнительные рейсы, в итоге некоторые опоздали и не попали на молебен под сводами церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А в это время на подъездах к месту действия уже выстраивалась вереница автомобилей, причем, судя по номерам, некоторые приезжали в Гагино и из других регионов.

Число гостей исчислялось сотнями, и, как всегда бывает на этом празднике, повсюду ощущалась та дружественная и расслабленная атмосфера, присущая каждой встрече. Хороший повод, хорошая погода, певцы как из народа, так и из столичных театров — много ли надо для хорошего настроения!

Два друга

Перенесемся обратно на сергиевопосадский вокзал. Около места отправления специального «шаляпинского» автобуса стоит мужчина в годах. Он пока что один, но говорит, что в Гагине его ждет встреча с другом.

Он представляется:  «Военный, на пенсии. Анатолий Сергеевич Михайлов. Однофамильцы мы с Максимом Дормидонтовичем Михайловым, который тоже был известный бас».

Анатолий Сергеевич едет на шаляпинский праздник впервые и поэтому не очень точно представляет, что его ждет. О событии узнал, когда смотрел телевизор и увидел рекламу. Поехал не раздумывая — так сильно он любит творчество великого русского баса.

Концерт, который традиционно проходит при поддержке Шаляпинского центра, не разочаровал Анатолия Сергеевича: выступали солист Большого бас Николай Казанский, еще один солист Большого, занятый также в оперной студии Московской консерватории, Андрей Архипов, талантливые юные скрипачи и гобоисты от Благотворительного фонда Юрия Розума, местные коллективы из Бужанинова и Березняков.
Анатолий Михайлов вспоминает, что первая его встреча с Шаляпиным состоялась благодаря радио. Потом появились и грампластинки, и позже телепередачи, а вот теперь есть еще и такие праздники. «Нет, слушали, конечно, мы и «Битлов» — они молодые были, и я такой же. Но все же Шаляпин мне нравился всегда», — говорит наш собеседник.

А его гагинский (вернее, путятинский, по имени деревни) друг — не простой деревенский житель, а один из самых активных участников шаляпинского движения Виктор Ульянов. Он-то со сцены и рассказал, как в начале семидесятых приезжала в Гагино дочь певца Ирина, и как попросила она проводить ее к той самой церкви, где венчался ее отец.

От вида церкви на глаза Ирины навернулись слезы, и дело было не в простой сентиментальности — можно представить, как тогда выглядело это место. Прошло тридцать лет, и история, наконец, сдвинулась с мертвой точки. Бурьян скосили, удобрения убрали, вокруг церкви выросли строительные леса, а венчает ее теперь новый купол.

Хроники «шалЯпинианы»

Если не все, то чрезвычайно много о потомках Шаляпина знает корреспондент ТАСС, а впоследствии ИТАР-ТАСС Николай Горбунов.

Он один из гостей нынешнего праздника в Гагине. У него в руках книга, которую он называет своей визитной карточкой. Это одна из четырех изданных работ Горбунова, и все четыре рассказывают о знаменитом певце.
Та, что в руках, — «Федор Шаляпин в Японии и Китае», написанная по мотивам встреч с  финским дирижером и композитором Жоржем Годзинским, аккомпанировавшим Шаляпину в тридцатых в ходе триумфальных гастролей певца по Японии и Китаю. Это издание он собирается сегодня оставить гагинцам на память.

«Я подарю и другие книги, и фильм!» — восклицает он.  Три другие книги тоже по теме: одна — о скандинавском следе певца (итог почти 25-летней работы в разных странах), вторая — о встречах с «финским Шаляпиным» Мартти Талвелой, третья называется «Русские в Скандинавии», и без Федора Ивановича, тут, разумеется, снова не обошлось.

Николай Иванович рассказывает почти детективную историю с поиском автошаржа Шаляпина на стене одного из домов в пригороде Стокгольма. Оказывается, в первой половине тридцатых певец дважды бывал в Швеции и прямо на стене одного из домов, что до сих пор стоит в столичном пригороде, изобразил свой портрет.

Десятилетиями хозяева дома не удаляли рисунок. Что интересно, они даже не догадывались, кто же этот человек, что изображен у них на стене. Когда Николай Горбунов узнал о таком необычном следе, оставленным русским певцом, то бросил все свои корреспондентские дела в Осло и срочно помчался в Стокгольм собирать материал для очередной главы, одновременно ошарашив гостей дома историей происхождения находки.

И если Николай Горбунов пишет хронику зарубежных странствований Шаляпина, то Александр Дорохов собирает все, что связано с делами местными. Он тоже из числа тех деревенских жителей, кто придумал этот праздник, и каждый год ему приходится взваливать на себя всю невидимую гостям тяжесть организации.

Это был именно он, кто в пять часов утра накануне пришел к церкви косить траву. Время раннее, местность не самая людная, поэтому помощников нашел не сразу. Одного остановил, когда тот проезжал мимо, второго разыскал среди соседей, правда, пришлось для этого пообещать тому купить новую косу.
На нем же лежит организация бесплатного угощения, без которого трудно представить праздники в Гагине. В былые годы помогали товарищи из службы «Серджио Пицца», а на этот раз выручило традиционное сочетание курицы и картошки, благо березняковская птицефабрика рядом. На помощь пришли и супруга Лидия, и сотрудники администрации Березняковского поселения, ведь праздник давно стал общим делом.

Музыка, кузнечики, истории — звуковой отчет о шаляпинском празднике в деревне Гагино слушайте на нашем сайте www.vperedsp.ru (рубрика «Культура»)

Поиск по сайту