Два дня назад исполнился ровно год с момента избрания главой Сергиева Посада Николая Маслова. В реальности он пробыл у власти несколько больше — горсовет утвердил его исполняющим обязанности мэра в августе 2009-го. Есть смысл подвести итоги, вспомнить, с какими лозунгами и обещаниями Николай Васильевич пришел к нам в город и что из этого вышло.
"Точный выбор президента"
Предвыборная кампания Николая Маслова в прошлом году прошла под лозунгом "Точный выбор президента". Эта фраза была напечатана на рекламных штендерах, многочисленных листовках, в газете "Наш город", в то время бывшей официальным агитационным материалом, оплаченным из средств заказчика.
"Сегодня в нашем городе в должности главы администрации работает Николай Маслов. Мы доверяем ему. Поддержка Николая Маслова — это, на наш взгляд, сейчас главная президентская инициатива в Сергиевом Посаде. Развитие нашего города зависит от президента и от нашего выбора", — указывала газета "Наш город" 9 сентября 2009 года. "Ответственный политик и государственный деятель федерального уровня. Только он сможет добиться того, чтобы Сергиев Посад соответствовал его всемирному культурно-историческому наследию. Эту важную миссию ему доверил Дмитрий Медведев", — вторила газете глянцевая листовка. Все это называлось "Поддержкой президентских инициатив", которые подразумевали "снижение цен на лекарства, обеспечение питания школьников, реформу образования, повышение качества государственных и муниципальных услуг, внедрение энергосберегающих технологий, снижение тарифов" и так далее (из той же листовки).
О том, насколько обещания соответствуют действительности, любой житель Посада может судить самостоятельно, просто по результатам работы мэра за год.
Президент Дмитрий Медведев явно понятия не имел, что доверяет Николаю Маслову реализовывать свои инициативы. Единственный известный случай, когда он впрямую поинтересовался работой городского главы, произошел недавно, 31 августа: на заседании Государственного совета он спросил у губернатора Громова, почему из Посада к нему в приемную идет огромный поток "коммунальных" жалоб. Об этом губернатор рассказал главам поселений района на встрече в Хотькове 1 сентября. После чего дал понять, что был бы совсем не против добровольной отставки градоначальника.
"Федеральный город"
Чрезвычайно ярким был и широко разрекламированный во время прошлогодних выборов проект "федеральный город"; вообще слово "федеральный" звучало в агитационных материалах к месту и не к месту.
Вот что писала газета "Наш город", оплаченная из избирательного фонда кандидата Николая Маслова, в выпуске от 22 сентября 2009 года: "Необходимость придания городу федерального статуса сегодня не вызывает вопросов, такое решение федеральной власти есть, и его реализация поручена Николаю Маслову. Понятно, что это решит все наши проблемы...".
Ранее в номере от 9 сентября указывалось: "Федеральная власть готова идти по пути становления Сергиева Посада федеральным городом. Если мы, жители, к этому готовы, то мы должны идти навстречу. При таком обоюдном желании встреча может состояться уже очень скоро".
Надо ли говорить, что сегодня, спустя год, "встреча" сергиевопосадцев с "федеральным городом" не то что не состоялась — она и не планировалась в том смысле, как ее поняли избиратели. А федеральная власть, похоже, о грядущем рандеву даже и не догадывалась. На пресс-конференции по поводу первых ста дней своего пребывания в должности (февраль 2010 года) Николай Маслов простодушно объяснил журналистам, что "федеральный город" — это был такой предвыборный прием, а вообще подобные программы осуществляются в течение многих лет, если не десятилетий.
В беседе с автором этих строк в ноябре прошлого года федеральный инспектор по Московской области Сергей Загидуллин подтвердил, что ни о каком "особом федеральном статусе" для Сергиева Посада речи быть не может, поскольку это не предусмотрено Конституцией: у нас лишь два федеральных города, Москва и Петербург. Может быть, Николай Васильевич в своих агитационных материалах имел в ввиду развитие культурных программ? Наверное, так и было, но мы его неправильно поняли.
Теперь, спустя год, понятно, что никаких огромных федеральных средств на реконструкцию всего, что можно и нужно, в город не поступило, "федеральный статус" вызывает лишь улыбку, а все основные проблемы не то что не решены — они существенно усугубились. Например, проблема газовых долгов, с которой Николай Васильевич тоже обещал разобраться легко и быстро, одной левой…
Свой человек в Кремле
"Газовые проблемы Сергиева Посада Николай Маслов решил в Кремле" — такой заголовок можно найти все в том же выпуске газеты "Наш город" от 9 сентября 2009 года. В заметке рассказывается о том, как Николай Васильевич побывал в администрации президента и договорился об утверждении графика погашения долгов, составленного городской администрацией. "Новый глава города Николай Маслов впредь не допустит вообще появления таких долгов во всей системе городского хозяйства", — говорится в заметке.
На самом деле долги не только не исчезли — они многократно выросли. Об этом знают все жители Сергиева Посада, особенно те, кто в течение трех-четырех месяцев жил без горячей воды. Перекрытие возмущенными горожанами дорог, митинги, сбор подписей за отставку мэра стали привычной картиной посадской жизни. Дело дошло до реальной возможности отключения не только горячей, но и холодной воды вместе с канализацией, что в стотысячном городе могло привести к катастрофическим последствиям.
Почему растут долги, хотя абсолютное большинство горожан регулярно вносит средства за "коммуналку", понять невозможно: глава винит во всем управляющие компании, но в областных структурах с ним не согласны. Вот что заявил заместитель генерального директора Мосрегионгаза Андрей Игнатьев в эфире областного телевидения около месяца назад: "Те деньги, которые они (управляющие компании. — Ред.) перечисляют в адрес Теплосети, не доходят до нас как ресурсоснабжающей организации в полном объеме. В связи с чем по поручению правительства Московской области они вышли на нас напрямую и заключили с нами несколько договоров цессии. Основной поток денежных средств пошел только при выходе напрямую к нам управляющих компаний".
Поссорился со всеми
"Многолетнее политическое противостояние сформировало в Сергиевом Посаде некую особую систему управления городом. В эту систему были включены все политические скандалисты и их "спонсоры" — та небольшая группка бизнесменов и предпринимателей, которая в обстановке хаоса и неразберихи потихоньку ковала себе состояние
и благополучие. Система была замкнута на себя: на врагов и временных союзников, на интриги и борьбу. Управлять городом не было ни времени, ни сил, ни желания..."
Эта цитата, описывающая положение дел во властных структурах Сергиева Посада, приведена нами из статьи "Изменим власть к лучшему!", опубликованной в предвыборной газете Николая Маслова 22 сентября 2009 года. Сегодня с трудом верится, что тогдашние авторы писали это о предшественниках Николая Васильевича, а не о нем самом. "Политические дрязги создали такое впечатление о городе, что ни один серьезный инвестор не вложил сюда ни копейки, а федеральные министерства и компании попросту махнули рукой на свои подведомственные сергиевопосадские предприятия", — оттуда же.
Авторы, право слово, обладали даром предвидения. Описанное ими мы и наблюдаем по окончании года работы городской администрации под новым руководством. Враги, временные союзники, интриги и борьба — сколько угодно. За время нахождения на должности Николай Маслов умудрился поссориться буквально со всеми: большей частью городского Совета, районной администрацией, областными властями и губернатором, "Единой Россией", предпринимателями, СМИ и даже жителями, которые уже не раз выходили на митинги. В то же время реальной работы на благо горожан катастрофически не хватает, проблемы в коммунальном хозяйстве растут, как снежный ком. И именно в областном министерстве ЖКХ главе города задали вопрос: вы вообще чем-нибудь можете заниматься, кроме интриг?
Черниговский лес
Кто не помнит громкую эпопею с Черниговским лесом? Перед выборами градоначальника она пришлась весьма кстати. На митинге, прошедшем 23 августа 2009 года, тогда еще и.о. главы администрации Сергиева Посада Николай Маслов выступил в защиту леса и заявил, что он "предложил всем своим чиновникам и депутатам, у которых есть здесь участки, чтобы они посмотрели на свою совесть и добровольно от них отказались". Кроме того, он говорил о начале новых отношений справедливости между властью и населением, о том, что он намерен многое вернуть в лоно городской казны...
Опрос жителей о судьбе леса пришелся на один день с выборами градоначальника. Многие пошли к избирательным урнам именно из-за этой публично высказанной позиции Николая Маслова.
Однако уже через несколько месяцев она смягчилась. На пресс-конференции в феврале 2010 года Николай Васильевич заявил, что уже не ставит вопрос столь категорично и судьба чиновников, замешанных в скандале вокруг леса, будет зависеть от решения суда. Суд, как известно, идет по сей день. Громких отставок так и не последовало.
В городской прокуратуре нам рассказали, что при слушании дела судья была весьма удивлена позицией городской администрации — сначала ее юристы не отвергали требования истца о расторжении договоров аренды леса, но и не поддерживали их. В судебной практике так не принято: с иском или соглашаются, или нет, позиция "как решите, так и сделаем" не предусмотрена. "В итоге представитель городской администрации возражал против наших требований и фактически оспаривал нашу позицию, а потом они вообще перестали ходить на суд", — рассказали в прокуратуре. Такие вот "новые отношения справедливости"...
Инок в миру
Все мы помним, как много во время избирательной кампании Николай Васильевич говорил о морали. Слово "нравственность" повторялось особенно часто, почти так же часто, как слово "федеральный". В результате после года работы мэра общественной морали нанесен серьезный удар: люди чувствуют, что за громкими словами о совести и нравственности на самом деле ничего не стояло и не стоит, что их цинично обманули. Урон нанесен и авторитету православной церкви — официально она не поддерживала кандидата на пост мэра, но он сам очень много твердил о своей близости к ней, называл себя "иноком в миру", много говорил о Боге...
В общем, некрасиво получилось...