Вышло в свет долгожданное продолжение книжной серии "Игрушка в культуре России" хотьковского автора Галины Дайн. Во вторник широкой публике представили второй и третий тома из цикла, начатого несколько лет назад.
Это событие фактически стало первым, которое состоялось на сцене нового в Хотькове городского культурного центра "Юбилейный". Здание, где прежде размещался кинотеатр, после недавней реконструкции стало заметно просторнее, оттого места на презентации оказалось достаточно для всех — и для многочисленных гостей, которые заполнили зал, и для оркестра, гостей встречавшего.
Книги, которые с восьмидесятых годов пишет неутомимый и компетентный искусствовед Галина Дайн, хочется назвать энциклопедией сергиевопосадской игрушки. Но от сухого академичного издания их отличает яркое изложение, обилие иллюстраций (как архивных, так и современных) и глубоко личный, заинтересованный подход автора.
Действительно, игрушечная тема для Галины Львовны — дело более чем серьезное. На эту тему она, в свое время еще младший научный сотрудник Института игрушки, защитила диссертацию в Московском университете, и с ней же ежедневно сталкивалась на протяжении последующих двадцати лет как главный хранитель нашего уникального Музея игрушки.
Ее нынешний труд — пожалуй, самое полное общедоступное на сегодняшний день собрание материалов об игрушках Сергиева Посада и окрестностей.
Птицеловы, крестьяне с кошками, почтальоны, китайцы, курильщики и охотники. Плясуны, перевертыши, кланяющиеся, скелетки, живоглоты... Трудно догадаться, что объединяет весь этот пестрый, местами мало понятный список. Как оказалось, такой многоликой может быть сергиевская игрушка, и все это — ее типичные, расхожие образцы.
У автора, по ее собственному признанию, были сомнения, будут ли эти книги интересны за пределами Посада. Но как показала недавняя встреча в Государственной академии культуры и искусств в Челябинске, все привезенные книги о столь далеком от Урала промысле разлетелись за двадцать минут.
"Никакие звания не могут сравниться с читательским интересом", — говорила сама Галина Дайн на презентации. При этом нельзя не отметить ее удивительную особенность рассказывать интересно о сугубо специфических процессах изготовления традиционной игрушки. Например, в детальных подробностях описаны сушка, шпаклевка, грунтовка — и это читается как детектив мирового уровня.
И, само собой, книги расскажут о том, как учили мастеров в прежние времена, как заключали контракты на поставку готовой продукции, как эту красоту развозили по всему свету и как ее чуть было не утратили в наше время. Словом — обо всех головокружительных похождениях простой деревянной фигурки из Сергиева Посада.
Читателя ждет немало интересных открытий — смешных, грустных, трогательных, курьезных. Вот, например, страница с матрешками, которые сделал известный портретист Валентин Серов. Вместо привычных розовощеких девиц с глянцевых страниц книги на нас взирают степенные господа. В чем дело?
Оказывается, Серов изобразил гостей и владельцев усадьбы "Абрамцево", собрания художественной богемы своего времени, в том числе хозяина "Абрамцева" Савву Мамонтова и самого себя (в виде одной из самых маленьких фигурок) заодно. Сегодня, глядя на современные сувенирные "портретные" матрешки с ликами политиков и артистов, невольно вспоминаешь о том, что все новое — это действительно хорошо забытое старое.
Прошлому игрушки посвящена вторая книга трехтомника, а современность в полной мере отражена в третьей, озаглавленной "Сергиев Посад — мастерская игрушки". Она вышла в преддверии фестиваля "Игрушка в культуре России" при содействии администрации района.
Интересно, что в издании автор отдельными главами приводит 25 уроков мастерства. Это сугубо практические пошаговые инструкции. Прочитав их, можно научиться делать кукольные костюмы по выкройкам посадского мастера Анны Дмитриевой, выпилить силуэтные игрушки по образу и подобию тех, что были популярны на рубеже XIX — XX веков, или освоить несколько разновидностей знаменитой техники папье-маше.
Здесь впервые публикуются секреты бумажных лепных игрушек, способы одевания кукол, устройства звуковых механизмов. Последние поражают воображение: например, посадские умельцы так усовершенствовали примитивные механические пищалки, что звук в итоге был практически не отличим от тягучего мычания коровы, бойкого ржания коня и даже мало кому знакомого крика зайца.
По-прежнему актуальны слова, найденные автором в одном старинном пожелтевшем документе: "Кукольное мастерство есть наука". Эти книги не увидели бы свет без помощи консультантов — сотрудников сергиевопосадских и областных музеев, специалистов музея-усадьбы "Поленово", Московского университета, представителей фабрик и промыслов, а также местных художников и фотографов.
Владимир КРЮЧЕВ, газета «Вперед»