НЕ СЕГОДНЯ, НЕ ВЧЕРА ЭТО БЫЛО...

Да и не позавчера тоже. Традиция начала учебного года 1 сентября — старая-престарая. Она восходит к очень интересной дате — Новому году от сотворения мира, который как раз на этот день и приходится. От духовных учебных заведений первый сентябрьский денек перешел к светским, а потом и к советским, когда 1 сентября 1935 года Совнарком своим декретом официально утвердил неофициально сохранявшееся начало занятий учащихся. Давайте пробежимся по разным десятилетиям, почитаем газеты. Или — документы. Вот, например, год 1915.

КОНДУИТ БЕЗ ШВАБРАНИИ

"Билет. Предъявитель сего билета ученик 3-го класса реального училища, в удостоверении чего и выдан сей билет 1915 года августа 31". Этот документ учащиеся должны были постоянно иметь при себе и "беспрекословно предъявлять его по требованию чинов учебного ведомства, так и чинов полиции".

Основную часть "Билета" занимают "Правила для учеников реальных училищ". Очень интересен раздел "Относительно учения" — в нем мы найдем интересные детали первосентябрьского денечка. "Все ученики после вакаций (т. е. каникул) обязаны являться в училище непременно в назначенный начальством срок, возвращая при сем классному наставнику выданные им билеты с надписью родителей о времени отправления их из дома. Неявившийся в срок и не представивший к этому сроку достаточного, по мнению педагогического совета, свидетельства о законной причине своей неявки, считается выбывшим, и от усмотрения совета зависит вновь принять его, по испытанию во всех предметах в училище".

НЕ СЕГОДНЯ, НЕ ВЧЕРА ЭТО БЫЛО

Понятное дело, ребята после каникул (см. вакаций) рады встречи, переполнены впечатлениями. Тем не менее им предписывалось, что во время сбора "воспрещается им толпиться на улице или на тротуаре перед зданием училища, и точно так же ...не затевать между собою ни игр, ни ссор и драк".

"Билет", оказывается, должен был быть прописан "на месте жительства ученика, или в местном полицейском управлении, или же начальником местного учебного заведения, где такое находится".

За время каникул, конечно, ребята малость разболтались, и "Правила 2 указывали им на некоторые совершенно недопустимые вещи 6". Ношение длинных волосов, усов и бороды, а равно излишних украшений, не соответствующих форменной одежде наприм.: колец, перстней, высоких воротничков рубашки, выставленных наружу часовых цепочек, а также тросточек, хлыстов и палочек — воспрещается". Кроме того, недозволительно было "носить цветные рубашки, высокие сапоги (ботфорты), а также иметь у себя ядовитые и взрывчатые вещества (!)". А также — огнестрельное оружие ("ввиду многочисленных несчастных случаев"). И во всяком случае, не носить его с собой.

Являясь в родное училище после каникул, ученик должен был "тщательно проверить, крепко ли держатся пуговицы, не разорвано ли где платье и все недостатки своего костюма исправить".

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

"Имеют ли право дети писать в своих школьных стенных газетах о своих учителях, об их отношении к работе и детям? Обязан ли ученик говорить учителю "вы"? Имеет ли право ученик критиковать учителя?" Как вы поняли, это — не ученический билет нового образца. А статья из профессионального издания, "Учительской газеты". Ее автор —

М. Крупенина, в начале 1920-х годов возглавлявшая Московский губернский отдел народного образования. Имя, для нас практически ничего не говорящее. А между тем ее заботами в Сергиеве довольно успешно велась борьба с беспризорностью, создавались детские дома (под протекцией губернии, это очень важно!), а наши педагоги были желанными гостями на всевозможных педагогических съездах и конференциях. Достаточно отметить, что в том же номере газеты — большая статья "Краеведение и школа", написанная крупным нашим теоретиком и практиком школьного краеведения, Сергеем Поповым (в то время он являлся еще и редактором газеты "Плуг и молот", предшественницы "Вперёд").

А вот еще один материал — раздумья о предстоящем учебном годе. Существуют ли перегрузки в советской школе — спрашивает автор материала "Предупредите грозные последствия". Оказывается, "Вопрос назрел. Хотя бы и частично, но перегруженность все-таки существует. Не все дети, а наиболее активные, наиболее способная часть их работает без меры, забывая сон, еду, отдых. Долг педагогических коллективов, непосредственных работников групп (т. е. классов) и всех вообще людей — предупредить печальные последствия подобной перегрузки лучшей части детских коллективов".

Автора! Автора! Извольте — Загорский Николай Федорович. Тот самый, который в 1906-1907 годах возглавлял землячество сергиевских студентов в Москве. И которого в 1929 году "случайно" перепутали с В. Загорским (Лубоцким)...

НЕ СЕГОДНЯ, НЕ ВЧЕРА ЭТО БЫЛОА ТУТ И МЮД...

31 августа 1940 года. В честь начала учебного года накануне по всему району были зажжены пионерские костры. 1 сентября в городском парке культуры и отдыха им. Н. С. Хрущева состоялся праздник для школьников. Все лето, кстати, наш парк именовался "Детским", такова была довоенная традиция.

Обращу ваше внимание, дорогие читатели, что за пятнадцать лет, прошедших между раздумьями тов. Н. Загорского и сентябрем последнего мирного предвоенного года, пронеслось немало событий. Школа медленно, но верно вставала на пути традиционного своего развития, с классами вместо групп, уроками в 45 минут, привычной разбивкой на четверти и полугодия. Ни о каких дискуссиях на тему "можно ли преподавателя называть на ты" уже не может идти речи. Пионерское движение с улицы перебралось в классы и оказалось подчинено школьной жизни. В городе Загорске открылась "школа-новостройка" на ул. Кирова — первое школьное здание, построенное в советское время. В годы войны там разместится госпиталь, а затем на многие годы — училище №22.

А еще в предвоенные годы Загорский педтехникум имени Октябрьской революции превратился в Учительский институт.

Большим подарком для детворы стало открытие городской детской библиотеки, разместившейся в стенах Троице-Сергиевой лавры.

В тот год начало учебного года последний раз совпало с т. н. Международным юношеским днем, отмечавшимся в начале месяца. Или просто — МЮДом. Ясность внесет публикация газеты "Вперёд" той поры.

"Международный юношеский день рожден в дни империалистической войны, как демонстрация протеста против милитаризма и капиталистического угнетения, как организация протеста против растления молодежи социал-патриотическими лозунгами. Международный юношеский день — смотр молодым силам армии всемирной революции. КИМ (т. е. Коммунистический Интернационал молодежи) и все его секции проводят в этот день проверку, насколько широкую дорогу проложили их организации в массы, насколько успешно проводится большевизация их рядов".

А для загорских ребят — еще один повод для праздника...

"НА ПУТЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ"

Если вы думаете, что речь пойдет про эксперименты М. С. Горбачева, то ошибаетесь. И времечко немного другое, и экспериментатор.

На дворе — 1 сентября 1960 года. За плечами у нашей школы и годы Великой Отечественной войны, и введение всеобщего семилетнего образования, и очередной эксперимент — просуществовавшее с 1944 по 1954 гг. раздельное обучение. У школьников появилась форма, во многом похожая на ту, которую носили обладатели "Билета". А еще — в ритуал первого школьного дня прочно вошли яркие цветочные букеты. И поздравительные открытки — с 1 сентября. И в подарок — книжки из жанра "школьной повести", у истоков которой стояла "Советская Чарская" — Мария Прилежаева, получившая профессию педагога в нашем Сергиевском педтехникуме.

Атом, космос, спутник — во всем мире эти понятия связывали с системой образования, функционировавшей в нашей стране. И вдруг выяснилось, что она — оторвана от жизни. А вот если при школах создать школьные производственные коллективы, прочно свяжем ее с производством, тогда одновременно решится задача научно-технического прогресса и воспитания нового человека — Никита Сергеевич Хрущев. Его выступление на Всероссийском съезде учителей в августе 1960 года и породило серии публикаций, в которых впервые замелькало слово "перестройка".

"Главным достижением школ города и района было то, что учащиеся принимали активное участие в общественно полезной работе. Например, более 500 учащихся городских школ принимали участие в строительстве новой школы на Северном поселке. Школьники работали на пришкольных участках, собрали 126 тонн металлолома, 22,5 тонны макулатуры, 8900 ведер золы, посадили около 2000 деревьев. Девятиклассники одиннадцатилетних школ с производственным обучением успешно работали на базовых предприятиях и сдали экзамены на разряды". А еще — на пионерских сборах 1 сентября прозвучали совершенно новые слова — "отряды-спутники семилетки" и "пионерская двухлетка". Последнюю решено было начать 2 октября 1960 года...

...Не вчера, не сегодня это было. Потому что сегодня — 1 сентября 2010 года. И первый звонок, который прозвенит сегодня, будет принадлежать только этому дню. И тем, кому предстоит начать творить свой мир, неповторимый и прекрасный.

Александр ЛУНЕВСКИЙ

Газета "Вперед"

Поиск по сайту