Сергиевопосадцы послали всех. В Кремль за сити-менеджером
Эта статья была опубликована в минувшую пятницу в газете "Московский комсомолец", и мы в полном объеме публикуем ее с разрешения редактора "МК" Павла Гусева.
Темы, затронутые в ней, обширны и касаются большинства жителей Сергиева Посада: непрекращающийся кризис городской власти, проблемы с ЖКХ, огромные долги за энергоресурсы, предвыборные обещания мэра и их выполнение. Отдельно стоит отметить интервью Николая Маслова корреспонденту "МК", из которого можно узнать много любопытного о его восприятии реальных событий посадской жизни, отношении к жителям города, главе района и губернатору области, планах баллотироваться на пост мэра на второй срок и о том, почему горожане выходят на митинги. Взгляд центральной прессы на события в Сергиевом Посаде интересен и показателен.
Жители Сергиева Посада передали в приемную президента коллективное письмо с просьбой отправить в отставку мэра города Николая Маслова, который, по мнению авторов письма, виноват в разрушении городской коммунальной системы, самоуправстве и излишней религиозности, которую навязывает гражданам. Под обращением оставили подписи 2250 горожан, часть населения обратилась к президенту самостоятельно. Николай Маслов считает, что ругать мэра и перекрывать дороги — "просто новая сергиевопосадская забава", которую оплачивают его политические конкуренты.
Большие надежды
Полтора года назад против мэра Сергиева Посада Сергея Персианова было возбуждено уголовное дело (подозрение в причинении ущерба государству в 20 млн рублей), и он досрочно был освобожден от должности. Главой Сергиево-Посадского района до недавнего времени был Анатолий Упырев, который, по словам жителей, был настоящим изгоем, не дружил с политическим начальством и не получал из области ни копейки. Николай Маслов появился в Сергиевом Посаде во время отставки Персианова, стал исполняющим обязанности главы города, а предвыборную кампанию построил на ассоциациях: в Посаде раздавали календарики с господином Масловым на фоне башен Кремля и подписью "Николай Маслов — человек президента". "Он везде говорил, что его "внедрили" патриархальные и федеральные структуры (сейчас господин Маслов пишет докторскую диссертацию на богословскую тему), обещал большие связи и большие инвестиции, — вспоминает зампред горсовета Игорь Большаков. — На фоне наших неудачных чиновников он выглядел как человек другого уровня, который наведет наконец в городе порядок. Неудивительно, что через полгода мы с депутатами единогласно проголосовали за выдвижение его на пост главы". На выборах Николай Маслов набрал 96% при 25-процентной явке.
Мэр вам, дети мои
Неприязнь жителей к мэру началась с его религиозности. Вот что пишут президенту: "Мэрия города во главе с г-ном Масловым навязывает свое религиозное мировоззрение жителям, запретив носить брюки женщинам-госслужащим, отменив новогодние гулянья под предлогом недопущения "культа Деда Мороза", отказав в проведении масленичных гуляний в воскресенье по причине православного поста, запретив проведение молодежных концертов под предлогом "бесовщины". Также г-н Маслов пытался закрыть театр-студию "Театральный ковчег", утверждая, что актеры — лицедеи, а лицедейство — грех, и только вмешательство общественности и Министерства культуры помогли не допустить его закрытия". После неудачного празднования Масленицы часть горожан объединилась в общественный координационный совет "Гражданская солидарность", который решил координировать работу недовольных. ОКС и написал письмо президенту, а затем собрал под ним больше 2000 подписей. "Я не питаю иллюзий насчет других чиновников района и города, — сказал "МК" председатель движения Андрей Трофимов. — Я не думаю, что Николай Маслов — абсолютное зло, а следующий будет лучше. Но отрицать факт того, что именно при нем ситуация в городе сложилась катастрофическая, никто не может. Поэтому мы просим снять мэра и ввести должность сити-менеджера, который будет избираться местным Советом депутатов и перед ним же отчитываться".
Конец света, газа и электричества
Самой громкой проблемой в городе стала "коммуналка" (по словам депутатов, "вершина айсберга"). "За последние месяцы внешний долг нашего города только перед поставщиками энергоресурсов возрос с 75 000 000 до 250 000 000 рублей (подчиненное г-ну Маслову городское МУП "Теплосеть" должно за газ и его транспортировку более 130 миллионов рублей, за воду — более 65 миллионов рублей, за электроэнергию — порядка 20 миллионов рублей), — говорится в обращении к президенту. — Впервые в Сергиевом Посаде на такой длительный срок (более трех месяцев) отключена горячая вода. Жители одного за другим микрорайонов (ПМК, Лакокраска, Московское шоссе, Клементьевка, Мишутино и др. — всего около 20 тысяч человек) заявляют о своей готовности перекрыть федеральные автомобильные трассы. 13 августа более 150 жителей Мишутина на несколько минут в качестве предупреждения перекрыли дорогу Сергиев Посад-Калязин-Углич-Рыбинск-Череповец. Начались отключения и холодной воды! Ферма, Клементьевский, Скобяной и Рабочий поселки, микрорайон Углич (более 70 тысяч человек) были поставлены в условия пока предупредительных отключений, но уведомлены, что эта мера может стать постоянной из-за скопившихся долгов городского МУП "Теплосеть" перед городским МУП "Водоканал", который впервые за свою историю стал убыточным и с попустительства г-на Маслова может быть передан в частные руки".
Долг в сумме более 200 млн рублей МУП "Теплосеть" подтверждают и в горсовете: "К нам постоянно ездят министры из области и в панике проводят совещания". При этом, по словам финансового директора УК
"Посад Энерго" Владлена Филиппова, на момент прихода господина Маслова в город долг МУП "Теплосеть" составлял 40 млн рублей. После инициированной Масловым аудиторской проверки были выявлены нарушения, которые, по словам собеседников "МК", так и не были устранены, и долг МУПа продолжает расти. Горячую воду подозрительно часто начали отключать еще тем летом, тогда УК "Посад Энерго" в обход Теплосети договорилась с Мосрегионгазом о договорах цессиях: управляющая компания платит по долгам Теплосети непосредственно ее кредитору и одновременно погашает собственный долг. При этом долг у Теплосети, по словам собеседников "МК", все равно остается. Господин Маслов утверждает, что воруют управляющие компании, управляющие компании — что МУП "Теплосеть" искусственно раздувает свою дебиторскую задолженность. "Мы платим по долгам в полной мере, а из-за этих раздутых цифр постоянно судимся", — объясняет господин Филиппов.
"Конечно, причина этого беспредела — тотальное воровство, — говорит Андрей Трофимов. — И до Маслова было плохо, но он устроил настоящую политическую войну за передел сфер влияния в ЖКХ. Некоторые управляющие компании он взял под контроль, поставив туда своих людей, а те, которые не сдаются, как ООО "Посад Энерго", например, оказываются в опале. Эту компанию мэр упоминает постоянно и винит во всех бедах. Чуть что где случится — виновата "Посад Энерго". Хотя их гендиректор рассказывал мне, что мэрский человек предлагал ему передать 50% городу, и от компании отстанут". Андрей также рассказывает, что в районах, где МУПы не удалось взять под контроль, глава создает альтернативные управляющие компании, которые представляются как муниципальные и также выставляют населению счета. "Например, он создал "СП-ЖЭК", там 25% — муниципальные, еще 49% принадлежит СП-банку, который вообще-то уже и не банк вовсе, потому что у него отозвали лицензию, — говорит Андрей. — Тем не менее мэр рекомендует оплачивать платежи через это учреждение". По словам Андрея, получая на руки аж три разных счета, отказывается платить уже население: "Жителей вводят в полнейшее заблуждение — приносят им три квитанции, и деньги пропадают, потому что кто-то в любом случае заплатит не туда. Причем куда нужно — опять же непонятно. Народ просто перестал платить". Такая ситуация сложилась, например, на Ферме.
На последнем сходе жителей улицы Вознесенской начальник котельной Михаил Савельев объяснял, почему у людей нет отопления: "А у меня котельная без света стояла 50 дней, и вот сейчас 8 дней у меня женщины сидели при свечках при +5 градусах. За зарплату в 8-10 тысяч. И ту они давно не получают". 8 градусов, по словам жителей квартала В, было в квартирах до включения отопления. Тепло дали непосредственно перед выборами 10 октября, в результате большой митинг недовольные властью отменили: отогревались дома.
Сейчас горячая вода в городе действительно есть. "На самом деле у многих вода чуть теплая, — рассказал Андрей Трофимов. — У меня пока холодная течет. Возможно, это связано с поломками теплотрасс, которые не ремонтировались летом. Отопления все еще нет на Ферме, у меня дома тоже холодно". Накануне к недовольным жителям присоединились рабочие Теплосети: около 150 человек начали масштабную забастовку, люди более двух месяцев не получают зарплату. На увещевания чиновников: "Не нарушайте закон, не ведитесь на провокации" — из толпы кричали: "Какие провокации? Нам детей кормить нечем!" Возобновить работу бастующие обещают лишь в том случае, если все задолженности по зарплате будут погашены уже сегодня".
Местные оппозиционеры мерзнут дома, выходить на улицу становится опасно: Андрея жестоко избили, а недавно сожгли машину. По факту избиения возбуждено уголовное дело.
"Я хозяин в городе, так и запишите"
"МК" встретился с Николаем Масловым и узнал его точку зрения на происходящее.
— Вы видели письмо, которое жители передали президенту?
— Не видел я никакого письма, но не сомневаюсь, что там нет ни слова правды — одна политика. Каждый день газеты пишут, что в Сергиевом Посаде наступает конец света, так что я уже привык. Это на мне все делают предвыборные кампании.
— Что вы думаете по поводу проблем с "коммуналкой"?
— Каких проблем с "коммуналкой"?
— А вы не знаете?
— Нет.
— Горячей воды долго не было и отопления.
— У нас было несколько проблем по 3-4 котельным. Но отопление мы дали вовремя — до 15 октября. Летом были проблемы с горячей водой в поселках Мишутино, Лакокраска, Щустино — больше нормативного срока там отсутствовала горячая вода по причине задолженностей управляющих компаний перед МУП "Теплосеть", а Теплосети в свою очередь — перед Мосрегионгазом. Но, когда я пришел в город, горячей воды не было на 60% территории, в это лето — на 6-7%.
— То есть вы отрицаете, что в некоторых кварталах не было воды по 3-4 месяца?
— Отрицаю, может, месяца полтора не было.
— А как же митинги и перекрытия дорог?
— Да это просто новая сергиевопосадская забава — по любому поводу выходить на улицы. Вот в городе Рязани все лето не было воды, после этого сняли мэра, но, заметьте, на улицы никто не выходил!
— Значит, вы должны радоваться, что у вас подрастает гражданское общество.
— Это не гражданское общество подрастает — это подрастают недостатки в обществе. Они ведь ходят на митинги за деньги, мы тоже в свое время все это делали — в 93-м году, например. Я сейчас, как мудрый кот, просто не обращаю внимания.
— Как вы решаете коммунальные проблемы?
— Задолженности образовались из-за воровства управляющих компаний, многие из которых, между прочим, принадлежат району. Я эту схему, как только пришел, прекратил, стал отстранять от работы управляющие компании-банкроты и т.д. На сегодняшний день 4 компании должны Теплосети и Водоканалу 180 млн — они принадлежат администрации района, и у них продолжают расти долги. Сейчас мы создаем свои УК, куда входим долей города 25%, и предлагаем жителям вводить расщепление платежей, то есть платить сразу в Теплосеть, минуя УК. Моя главная задача — покрыть этой схемой весь город, тогда воровства не будет. Вы видите, что я очень неудобный человек для системы коррупции, поэтому они и кричат, оказывают мне недоверие партиями своими ("Единая Россия". — "МК"), к которым я не имею и не имел никакого отношения.
— Они ведь выдвигали вас на выборах?
— Выдвигала меня партия, а не кучка казнокрадов.
— То есть вы не в "Единой России"?
— Нет и никогда не был. Я беспартийный.
— Вертикаль рушится прямо на моих глазах.
— Я же 7 лет проработал в московском правительстве, а оно всегда было вне всякой вертикали. Вернее, это тоже вертикаль, только торчащая из другого фундамента.
— Поэтому у вас конфликты с областью? Говорят, 1 сентября губернатор намекал вам об отставке, сказав: "При таких результатах люди пишут заявление".
— Не мог мне Борис Всеволодович так сказать, потому что — каких результатах? О которых поется в песнях и рассказано в баснях? Все результаты по городу после моего прихода стали лучше. Одних фонтанов мы шесть построили в этом году.
— Все смеются над фонтанами и говорят, лучше б дороги сделали.
— Пусть лучше над своей жизнью убогой смеются — откуда им знать, что лучше. Эти фонтаны были мусорными свалками. Их начали строить несколько лет назад и забросили. Это были свалки в центре города, а мы сделали места отдыха.
— Вы заявляли, что сделаете Сергиев Посад федеральным городом.
— Да, и это также раздражает: что тогда останется от Сергиево-Посадского района — 10 колхозов?
— Что даст статус?
— Увеличение бюджета в несколько раз. Мы не будем делиться отчислениями за землю с тем же районом. К 700-летию преподобного Сергия в 2014 году будут большие инвестиции со стороны президентских структур, уже есть согласованные цифры по программе. Мы запросили 3,5 млрд на канализование всего частного сектора города, и эта цифра согласована со Святейшим Патриархом: канализование будет частью программы к 700-летию. Ясно, что району это не нравится. И купленным СМИ. Если я на каком-нибудь празднике не пускаю на сцену Короткова (глава района. — "МК"), все тут же пишут, что праздник не удался.
— Как не пускаете?
— Так, не пускаю. Я тут хозяин. Можете это записать. Я глава города. Не люблю халявщиков. Если ничего для города не делаешь — сиди на своей табуретке один.
— С чем, по-вашему, связан накал страстей?
— С выделением больших денег на реализацию федеральной программы — это порядка 15 млрд рублей, у чиновников сейчас жадность зашкаливает, и они готовы покупать депутатов, СМИ, "общественные движения" и устраивать бойню за распил будущих денег.
— Ваш срок заканчивается в 2013 году, вы планируете избираться второй раз?
— Конечно, ведь праздник — в 2014-м, после 700-летия меня здесь больше ничто держать не будет.
Аль уже не вертикаль?
Основной проблемой господина Маслова, по мнению непосредственных участников и наблюдателей этой городской драмы, стало неумение, а вернее, нежелание налаживать связи. Глава города поссорился с главой района, районным Советом депутатов, собственным Советом депутатов и, говорят, даже областным начальством (в правительстве Московской области ситуацию не комментируют). Даже "Единая Россия" отмежевалась от мэра, заявив, что выдвигала его в кандидаты ошибочно.
Возможно, разногласия между структурами возникли как раз из-за экономических проблем, которые мэр хочет решить своими силами (читай — управляющими компаниями), хотя полномочия в этой сфере давно распределены. Показательно, что на вопрос одного из журналистов: "Почему же в Москве в ЖКХ все работает, хотя организовано по той же схеме?" — Николай Маслов ответил: "Потому что в Москве все принадлежит мэру или его родственникам".
(Ролик имеется в открытом доступе в Сети.) Однако жителей нисколько не волнуют политические дружбы и ссоры. Они устали выяснять, кто прав, кто виноват, и настаивают на введении должности сити-менеджера, который будет "тупо работать" и регулярно отчитываться перед депутатами.
Местные думские аналитики уверены, что "править" горемычному мэру осталось не больше двух недель. Существует процедура, по которой губернатор вправе подать ходатайство о снятии главы с должности, и, если за отставку двумя третями голосов проголосует Совет депутатов, мэр уйдет. По данным "МК", в Совете оппоненты мэра не смогут набрать две трети, но они считают, что в связи с последними событиями даже у "масловских" депутатов возобладает здравый смысл и они проголосуют за отставку. Но вот дождутся ли жители горемычного города сити-менеджера? Пока они надеются, что им его пришлет лично президент. По-другому не получается.
Мнение
Маслов осенний
Казалось бы, чем еще нас может удивить Николай Васильевич Маслов? После стольких кульбитов и загогулин? Ан может — широк человек, федерального масштаба, как-никак, фигура. Только ленивый уже не позлословил в его адрес, впору ожидать было появления в массах признаков сочувствия — если так сильно ругают, может, и впрямь святой? Ах, не зря говорят: молчание — золото.
К годовщине заступления Николая Васильевича на пост градоначальника вышли три рубежные публикации: интервью с ним в "Зеркале" и "Московском комсомольце" и статья "Один год Николая Маслова" в газете "Наш город".
Из последней мы узнаем, что Сергиев Посад вошел в тройку самых чистых городов Подмосковья, что наш генплан — лучший в Московской области, цены на проезд в "газелях" самые низкие, Сергиев Посад раньше всех в области начал отопительный сезон, а еще запущено пять фонтанов и установлены два памятника. Вот такой лаконичный и впечатляющий отчет, о необходимости которого с февраля говорят городские депутаты.
Интервью в "Зеркале" дополняет этот ряд славных свершений прямо-таки ритуальными заклинаниями вроде:
— "у нас ни по одному пункту не ухудшилась ситуация с бюджетом и нашими городскими делами";
— "Сергиев Посад на сегодня не имеет никаких долгов";
— "все долги Теплосети либо оплачены, либо закрыты договорами цессии".
Уверенность, с которой это говорится, не оставляет места сомнениям. Истинный христианин не может лгать, тем более в таких масштабах.
А в интервью корреспонденту "МК" Маслов и вовсе выложил всю правду-матку...
Какие проблемы с коммуналкой? Какое отсутствие горячей воды по три-четыре месяца? Митинги? За деньги! Какие намеки губернатора об отставке? Не было и быть не могло! Какой Коротков? Я тут хозяин! Смеются над фонтанами? Пусть лучше над своей жизнью убогой смеются.
И главное откровение: "После 700-летия меня здесь больше ничто держать не будет". Кто бы сомневался...
Вот так, походя, как в этом интервью, нахамить губернатору, главе района, всему району и всем своим избирателям — надо особый склад ума иметь. Или не иметь его вовсе. Задача для специалистов.
Ну а нам-то что делать?
Юрий ДМИТРИЕВ
Комментарий
Валентин Миронов, председатель Совета старейшин:
— Что сказать? Допекли нас, мы ушли, вот и все. Если глава города не хочет с нами встречаться, мы чувствуем, что мы ему не нужны. На первом этапе он был рядом с нами, приходил к нам, просил нашего совета. Сейчас нет общения с этим человеком — как только прошли выборы, его избрали главой, наши встречи прекратились.
Теперь он говорит, что якобы он нам что-то предлагал. Кому и что он предлагал, я не знаю, но лично я сам не раз предлагал ему встретиться. Я не знаю причин его отказа, не знаю причин его бурного возмущения. Я и мои коллеги чувствуем себя прекрасно. Разочарования нет. Мы честно работали, нам нравилась эта работа, в составе Совета мы побывали на многих предприятиях не только города, но и района. Каждый из нас проработал по сорок лет в районе, причем на высших должностях. Мы имеем большой опыт управления, мы занимали общественные посты. Какое-то время наши заседания проходили без главы — нет Маслова, ну и ладно. Вот так и созрело это решение.