В Сергиевом Посаде, очевидно, появится памятник философу Константину Леонтьеву. Предложение об увековечивании наследия человека, прошедшего путь от вольнодумца до монаха, рассматривали на этой неделе в районной администрации.
По проекту хотьковского скульптора Анатолия Сысолова, философ изображен стоящим рядом со старцем Оптиной пустыни Амвросием. Именно последний в 1891 году убедил Леонтьева (известного к тому времени уже под именем монаха Климента) переехать в Сергиев Посад.
В нашем городе гость осваивался непросто. К тому же, по свидетельству местных краеведов, не прошло и месяца, как он простудился. Простуда оказалась роковой. Константина Леонтьева похоронили в Гефсиманском скиту рядом с храмом Черниговской Божией Матери, что в пределах нынешнего микрорайона Ферма.
С художественной точки зрения памятник практически не вызвал споров. Его автор, Анатолий Сысолов, не первый год работает в жанре иконописи и религиозной скульптуры. Он обладатель множества премий, первый призер главной художественной выставки в нашем районе “Осенний салон”. Автор рассказал, что создание образа Леонтьева заставило перечитать массу книг. Помогла помощь жены, историка по профессии.
Куда больше вопросов вызвала техническая сторона дела. Установка памятника — сложное и дорогое дело, счет идет на миллионы рублей. “Совершенно понятно, что в районном бюджете такие деньги получить нереально. Средства придут извне”, — сказал Вячеслав Леонтьев (однофамилец), заведующий отделом информационных технологий и сохранения наследия при муниципальном информационно-методическом центре культуры.
Скорее всего, инициаторы смогут рассчитывать на поддержку Международного фонда славянской письменности и культуры. Заместитель гендиректора фонда Леонид Редкий также выступил на встрече. “Работа, которую я увидел, — динамичная и глубоко духовная”, — заметил Леонид Юрьевич.
Напомним: долгое время фондом руководил Вячеслав Клыков, прославившийся своими памятниками героям духовной и политической культуры России (из прежних работ известен памятник богу торговли Меркурию у Центра международной торговли, изваянный в далеком 1982 году, и памятник Сергию Радонежскому в одноименном селе, 1988 г.). В свое время Клыков оказался одним из тех, кто подписал обращение в Генпрокуратуру с требованием проверки еврейских религиозных организаций на предмет нарушения ими законов об экстремизме.
“Прекрасным памятником Леонтьеву были бы доступные книги с его трудами”, — убеждена присутствовавшая на встрече Лидия Гирлина, одна из пионеров посадского краеведения. Правда, все эти труды были написаны не в Посаде — он слишком мало прожил здесь, чтобы успеть оставить заметный литературный труд.
Не будет лишним напомнить, на каких принципах строилась философия человека, которому с большей долей вероятности поставят памятник в Сергиевом Посаде.
Леонтьев в молодости был совсем непохож на того, каким его узнали читатели позже, — охранителя русской традиции, лютого антилиберала, “философа реакционной романтики”, по выражению Бердяева.
Успел побывать в амплуа светского писателя, врача, цензора и дипломата. Служил в Турции и на Кипре. Ударил хлыстом по лицу французского консула Дерше, когда тот свысока отнесся к нему как к представителю России. Что именно сказал консул, история умалчивает, но известно, что сам Леонтьев этого случая не скрывал.
Восхищался византийской традицией. Считал современную ему либеральную Европу “буржуазной, прозаической, хамской, подлой”, говорил об ее упадке (что не помешало Старому свету успешно “загнить”, достигнув первых мест по качеству жизни и последних — по уровню коррупции). Считал, что “прекрасное важнее полезного”, “лучше война, поэтические суеверия и доблестные предрассудки, чем всеобщая бесцветность”. Народность ставил превыше “демократической гуманности”.
Тем не менее человек, ратовавший за то, чтобы “подморозить Россию”, дабы “не гнила”, оставил заметный и важный след в нашей истории. В сравнении с этим спор о том, на каком здании надо разместить табличку в память о философе (еще одна тема заседания), кажется не столь существенным, однако единства мнений на этот счет пока нет.
Версии две. Первая предполагает сделать это на здании, где некогда располагалась гостиница, в которой останавливался Леонтьев (завсегдатаям мест отдыха она известна как бывший ресторан “Север”).
Вторую предлагает учитель и литератор Юрий Палагин, детально исследовавший жизнеописания Леонтьева. Он установил, что философ с большей долей вероятности жил в гостином доме своей знакомой Кротковой на нынешней улице Карла Маркса, ближе к пересечению с Вифанской.
Против последней версии работают как минимум два фактора. Во-первых, эта улица не столь выигрышна с точки зрения посещаемости гостями и местными жителями. Во-вторых, здание, где ныне живет увеселительное диско-заведение, выглядит мягко говоря непрезентабельно: потускневшая отваливающаяся краска, унылая пыль, грязь.