О большинстве, меньшинстве и депутатской повседневности

Сергиево-Посадский районный Совет депутатов, отработав восемь месяцев после своего избрания, ушел на каникулы. О некоторых итогах его деятельности мы говорим с председателем Совета Константином Негурицей.

— Скажите, Константин Витальевич, чем нынешний райсовет принципиально отличается от предыдущего?

— Принципиально, наверное, не отличается, потому что выполняет предписанные ему законом функции: принимает бюджет, нормативные документы — то есть все, что установлено "правилами игры" по различным полномочиям муниципального района, контролирует в установленных формах работу администрации, организует работу с избирателями... Надеюсь, мы делаем это лучше наших предшественников. По крайней мере, стараемся, чтобы так было.

— Какие действия Совета вы можете отнести к самым важным?

— Трудно разделить "важное" и "не очень важное". Депутатская работа вообще довольно рутинное занятие. Это если не пиариться, а ответственно выполнять свои функции. К примеру, бюджет. На стадии принятия бюджета на этот год мы 11 раз в течение месяца с небольшим обсуждали проект, представленный администрацией, на бюджетной комиссии. А ведь бюджет надо не только подготовить и принять, не только заслушать раз в квартал отчет о выполнении, но и возвращаться к этой теме всякий раз, когда в бюджет вносятся изменения. Избиратель видит по телевизору только результат — как депутаты голосуют. Но это лишь верхушка айсберга.

Или изменения в Устав района — там не было ничего революционного, но необходимо было привести его в соответствие с изменениями законодательства. А это серьезная работа. То же могу сказать относительно Положения об инвестиционной политике. И таких элементов "обязательной программы" немало в депутатской деятельности.

А из "произвольной", продолжая спортивную терминологию, я бы выделил введение в практику Совета отчетов администрации о ходе выполнения долгосрочных целевых программ (их у нас в районе 12), а также создание Общественной палаты и Молодежного парламента.

— Что реально вы ждете от этих общественных структур?

— Приходилось уже слышать, что, дескать, руководители района таким образом заигрывают с общественностью, с молодежью, выстраивают потемкинскую деревню перед выборами. Скажу только: никто нас не понуждал этим заниматься — ни "сверху", ни "снизу". Если хотите, это попытка придать некий импульс тому, чтобы наши и общественные организации, и социально активная молодежь приобщались к реальному управлению, вели ответственный диалог с властью. Говоря высоким стилем, чтобы у нас развивалось гражданское общество. В ответ на скептические замечания по этому поводу я всегда говорю: давайте начнем работать, а потом будем делать выводы.

Общественная палата уже сформирована в правомочном составе, и в конце июля планируется ее первое заседание. В Молодежный парламент отбор будет конкурсным, результатов следует ожидать не раньше сентября. Хорошо, что и поселения, следом за районом, занялись аналогичной работой. Сергиев Посад тоже скоро обзаведется своей, городской, Общественной палатой. Интересно будет посмотреть, чья окажется представительнее и полезнее.

— На последнем заседании райсовета, где депутаты выбирали свою треть Общественной палаты, демонстративно отказались голосовать депутаты Юрий Данилов и Андрей Яковлев, заявив, что фракция "Единой России", мол, все уже решила...

— Ну да, у нашей фракции большинство в Совете. Но это результат выборов, что же тут рубашку рвать? Население доверило нам это право, оно же с нас и спросит на новых выборах. И почему надо считать, что любое решение фракции "Единая Россия" заведомо ущербно, потому что якобы кем-то навязано? На фракции мы всесторонне обсуждаем вопросы, происходит это с участием главы района Владимира Короткова — ведь он и лидер местного отделения партии, и возглавлял партийный список на выборах в прошлом году. Находим решение и уже на Совете его отстаиваем. Кому-то кажется, что на наших заседаниях бывает скучно. Но мы пришли не публику веселить, а дело делать.

Я считаю, что у нас каждый депутат, независимо от партийной принадлежности, имеет свободу выражения мнений, никто никому рот не затыкает. К сожалению, те, кто себя относит к оппозиции, чаще всего ведут себя не как оппозиция, а просто как меньшинство — с характерными для любого меньшинства комплексами, обидами и капризами. Например, коммунисты принципиально голосовали против утверждения бюджета. При этом ничего конкретного не предлагая. Та же позиция была у них по вопросу об Общественной палате. Главный тезис — погодить.

Оппозиция является таковой, когда она в стремлении взять власть понимает, что делать с этим "желанным подарком", если такое вдруг случится. Нельзя только отрицать, надо предлагать. Власть можно взять и на отрицании, но что потом? Примеров таких достаточно на постсоветском пространстве. В общем, у наших коммунистов получается какое-то бессодержательное фрондерство. С депутатом Юрием Даниловым мы тоже часто расходимся в оценках, но у него, по крайней мере, всегда есть обоснованная точка зрения.

— К этой "антипартийной группе", говоря старым советским языком, примыкает и многоопытный депутат Сергей Боков, который избирался при поддержке "Единой России"...

— Я не вижу ничего ужасного в том, что политическая ориентация депутата может меняться. Хотя по-человечески обидно, конечно. Сергей Боков избирался по одномандатному округу, но был и в партийном списке, причем в самых верхних его строчках. На выборах мы вместе работали, брали на себя обязательства исполнять партийную предвыборную программу, а теперь он вдруг стал независимым депутатом. С моей точки зрения, нам было бы полезнее и интереснее, если бы уважаемый Сергей Евгеньевич отстаивал свою позицию на фракции "Единой России" — приходи, высказывайся, спорь, доказывай. И все же для меня, как председателя Совета, важнее его реальная депутатская деятельность. К сожалению, Сергей Боков пока не отличается разнообразием поднимаемых им вопросов: это стремление контролировать муниципальные СМИ и конфликт в его родной школе № 22, где, как мне кажется, он мог бы играть более миротворческую роль.

— Порой складывается ощущение, что большинство в райсовете вовсе не у "Единой России"...

— Согласен. Это потому, что мы не стремимся появляться на экране по любому поводу. Но выводы сделаем.

— Давайте перейдем к такой важной стороне депутатской деятельности, как работа с избирателями. Вы ввели новшество: выездные приемы председателя Совета в поселениях района. Есть от этого толк?

— Наивно ожидать, что, вот, приехал куда-нибудь районный начальник и все решил. Для этого надо быть, наверное, президентом или премьер-министром. Но эти выездные приемы и встречи с людьми (их у меня было около тридцати), которые, как правило, проходят в присутствии местных руководителей, во-первых, дают лучшее понимание ситуации. Результаты этих встреч я всегда обсуждаю с главой района. Во-вторых, они некоторым образом стимулируют местное начальство к решению вопросов. Хотя, надо сказать, не все руководители поселений или управляющих компаний в восторге от такого "вмешательства во внутренние дела". Приходится проявлять настойчивость, напоминать, возвращаться к невыполненным обещаниям. Так что польза в любом случае есть.

— С какими вопросами в основном приходят люди на такие приемы?

— Вопросы ЖКХ и благоустройства — это в первую очередь. Есть немало обращений по организации медицинской помощи, состоянию образовательных учреждений. Отдельная тема — состояние бывших военных городков, здесь целый комплекс проблем. После встречи с областным министром имущественных отношений сдвинулся с мертвой точки процесс передачи инфраструктуры этих поселков от министерства обороны в муниципальную собственность. Не скажу, что по итогам этих выездов уже удалось что-то глобальное решить, но по многим частным вопросам есть результаты. Кому-то наладили отопление, кому-то починили крышу, отремонтировали колонку и так далее. Ветерану из Пересвета помогли сделать операцию. Недавно навели порядок в приеме коммунальных платежей населения в Шеметовском поселении. Здесь главное — действовать системно, тогда и результаты появятся.

Кстати, эти приемы — они, как правило, еженедельные — я стараюсь вести вместе с депутатами по данному округу, так что в ряде случаев решаем проблемы вместе.

— Получается, районный Совет в чем-то дублирует власти поселений?

— Не вижу в этом большой беды, была бы людям польза.

— Ну а на районном уровне какие проблемы пытается решить Совет депутатов?

— Самые свежие примеры. Сейчас договариваемся, чтобы было проведено заседание бюджетного комитета Мособлдумы по вопросу дополнительного финансирования районного здравоохранения и образования с участием профильных министерств. Недавно направили два запроса в компетентные органы по поводу грубых экологических нарушений со стороны фирмы "Неофам" в Торгашине — оттуда поступает много жалоб, а надзорные инстанции пока ничего не добились. Обратились в Росавтодор по ситуации, связанной с неподготовленным ремонтом на Ярославском шоссе, из-за чего в пробках мучаются тысячи людей, это письмо недавно опубликовано в вашей газете. И так далее.

— Не могли бы вы назвать самых активных депутатов?

— Смотря какую активность иметь в виду. Мне импонируют депутаты, которые честно делают свое дело и при этом не стремятся засветиться на экране по любому поводу. Например, большую работу с избирателями в своих округах ведут Валерий Погодин, Иосиф Деяк, Александр Тиханов. Не дает скучать чиновникам Любовь Семенова, возглавляющая депутатскую комиссию по труду и социальной политике. Весьма востребован профессиональный опыт Павла Верина, Александра Умнова, Нины Лощининой, Сергея Дроздова, Сергея Илюшина. Напомню, что все они работают на непрофессиональной основе — у всех депутатов, кроме председателя и его заместителя, есть еще основная работа.

— Избиратели чаще всего видят депутатов на пленарных заседаниях Совета, раз в месяц. А что происходит в депутатских комиссиях?

— Та самая рутинная работа, о которой я говорил выше. Раз в месяц каждая комиссия "обкатывает" вопросы, которые затем выносятся на общее заседание. Плюс к тому вопросы, которые необязательно выходят на "большой" Совет. Бывают и выездные заседания. Одно из таких, комиссии по вопросам охраны здоровья, выявило, например, что в Краснозаводской больнице закупленное еще в 2007 году рентгеновское оборудование на момент проверки не использовалось. Это стало поводом для серьезного разговора с руководством управления здравоохранения. Сейчас проходит процедура лицензирования, и осенью рентгенкабинет в Краснозаводске заработает.

— Что вы видели бы итогом своего руководства районным Советом?

— Чтобы у большего числа людей появилось понимание, что представительная власть нужна, нужна применительно к повседневной жизни, что от местных депутатов есть толк и отдача и поэтому есть смысл участвовать в этих выборах — и в качестве избирателей, и в качестве кандидатов в депутаты.

Юрий ДИМТРИЕВ, газета «Вперед»

Поиск по сайту