ПЕРЕСВЕТ "ПРОСТО" И В КАВЫЧКАХ

Молодежный центр “Пересвет” иногда путают с его “тезками”: военно-патриотическим клубом при Троице-Сергиевой лавре и даже... с районным отрядом ОМОН — ведь все трое носят одно и то же имя. Но при первом же знакомстве с центром, что размещается в более чем скромном помещении в центре города, становится ясно: он такой один. И не только в Пересвете, но и во всем районе. Руководит здесь всем процессом тоже один человек, директор Татьяна Яшина.

ПЕРЕСВЕТ «ПРОСТО» И В КАВЫЧКАХ

Добро пожаловать в “Пересвет”

Она живет в Пересвете всего шесть лет. К тому моменту у нынешнего директора центра уже был опыт работы с детьми — по образованию она химик-аналитик, но больше десяти лет преподавала в родном Ульяновске. Стала второй в областном педагогическом конкурсе “Самая классная классная” и... уехала в Пересвет.

Вся ее семья была связана с ульяновским заводом, который поставляет двигатели для всей гражданской авиации России. На этих моторах летали “Русланы”, “Антеи”, “Ту-204” и многие другие машины. В свое время предприятие больше походило на город: достаточно сказать, что вдоль его трехкилометровой стены были размещены целых пять проходных.

Область, где родился вождь революции, в последние десятилетия слыла не особо богатой. И когда вся экономика региона постепенно начала приходить в упадок, пострадала не только промышленность, но и другие отрасли.

Несмотря на то, что преподавание не приносило больших денег, Татьяна держалась до последнего. “Я знала, что буду учителем уже лет с пяти”, — уверяет она и вспоминает, как воспитывала младшего брата. В итоге с ее помощью к пяти годам он уже умел читать и писать, впоследствии немало удивляя учителей.

Рок-концерты, граффити и церковь

В ответ на просьбу перечислить знаковые для всего центра события последнего года Татьяна Геннадьевна задумывается. Не потому, что их было мало, а потому что трудно выбрать. Вот только несколько из них.

Ярмарка учебных заведений позволила двум с лишним сотням школьников и двенадцати учебным заведениям области узнать о существовании друг друга. Тем, кто еще не определился с выбором пути, помогли понять, что же все-таки им ближе всего в этой жизни.

На счету центра и участие в Дне города. Вместе с местным духовенством и ветеранами-”афганцами” из “Боевого братства” “пересветовцы” провели турнир по рукопашному бою. Не без участия молодежного центра прошел Новый год: граффитистам предложили расписать ограждения у местной городской елки. Центр устроил и собственную “елку” — концерт под эксцентричным названием “Металл-карнавал”, где Дедами Морозами стали местные рокеры.

Как центру удается сохранять столь пеструю политику, где не конфликтуют рок и церковь, где есть место и граффитистам, и просто художникам?

“Это совершенно не трудно, — говорит Татьяна Яшина, — наш отец Константин — очень адекватный человек, с ним легко общаться, он молодой и прогрессивный”. Более того, оказывается, батюшка из Пересвета сам прежде играл рок и своего прошлого не стесняется.

Это не будет открытием Америки: существует и православный рок, и православный рэп. Спросите об этом у семинаристов Белгородской православной духовной семинарии, где недавно выступала веселая православная рэп-группа из Костромы “Комба бакх”. Ведь иногда важно не как поют, а что поют — и повезло тем, кому, образно говоря, не наступают на уши старшие товарищи.

Вот и Татьяна Яшина уверяет, что всему центру “Пересвет” повезло с таким батюшкой. А ей самой, бывшей жительнице Ульяновска, повезло однажды с центром “Пересвет”.

Травинки, былинки

Другая ее страсть — ландшафтный дизайн.

Отец Татьяны Яшиной и по сей день работает главным металлургом на том самом заводе. Но, несмотря на суровые рабочие будни, он сохранил любовь к рисованию, одно время даже успел потрудиться художником-оформителем.

Интерес к живописи передался и дочери. А еще ее интересовало все, что связано с живой природой. Она вспоминает, как в детстве с удивлением обнаруживала на огороде (тогда слово “дача” еще не вошло в обиход) растения, которые прежде видела только в книжках.

Далее — кружок юного натуралиста, олимпиады по ботанике, а в выпускном классе приглашения в университет на кафедру ботаники. Так на перекрестке двух увлечений и появилось третье.

Кружок ландшафтного дизайна, который она ведет, — это не дань учебному расписанию, нормативам или чему-то подобному: по указке “сверху” в молодежном центре еще не появился ни один кружок.

Это потребность, причем не только самого центра. Был такой пример: “Пересвет” как-то сделал у своего подъезда клумбу. Не парадную, а “отдыхательную”, как говорит директор — с маками, ромашками, васильками, прочими негородскими цветами и даже злаками.

Момент признания наступил, когда ребята из “Пересвета” увидели в окно людей, стоящих посреди клумбы. Сначала насторожились — что же это такое? Но когда поняли, что их клумба стала популярным в городе местом для фотографирования, то даже обрадовались.

Черные списки...

Несмотря на то, что в центр “Пересвет” приходят ребята из разных семей, все просьбы свыше о предоставлении списков внутреннего учета неблагополучных детей тут же отвергались.

ПЕРЕСВЕТ «ПРОСТО» И В КАВЫЧКАХ

“Черных списков” здесь просто не ведут — с одной стороны, это не закреплено в документах центра, а с другой, этого не происходит по этическим причинам.

Химику по диплому, дизайнеру по зову сердца и педагогу по призванию иногда приходится перевоплощаться и в психолога. Татьяна Яшина вспоминает случай, когда к ней пришла девочка, всем видом показывающая, что свет ей стал совсем не мил. К сожалению, это была не обычная подростковая бравада, а настоящая попытка суицида. Когда после беседы они расставались, то, улыбаясь, обсуждали планы на будущее.

Пересвет (он же Новостройка) никогда не был простым городом. Фактически это был (и есть) наукоград, где в семьях научной интеллигенции подрастало поколение с запросами явно выше среднего.

“Давайте съездим на концерт органной музыки!” — такие предложения может услышать директор. К ней могут обратиться с просьбой открыть кружок танца, о котором вообще мало кто слышал. А чего стоит предложение сделать беспроводной Интернет в клубе? И откуда у школьников вдруг появляется желание побывать в Дарвиновском музее?

Современные дети, говорит директор, приобрели многое, но потеряли важное — умение играть и общаться. Однажды наступил момент, когда многие родители начали бояться за детей и просто перестали пускать их на улицу.

Татьяна Яшина вспоминает, как начиналась районная программа “Дружный двор”, своего рода мобильный детский летний лагерь во дворах. Тогда-то и выяснилось, что даже сами студенты-волонтеры не умеют играть в самые простые дворовые игры. “Третий лишний”, “казаки-разбойники” или “кошки-мышки” были им неизвестны. А когда научились, то увлеклись ими чуть ли не азартнее, чем их воспитанники.

...и свобода слова

Из последних достижений центра — собственная газета.

Первая заметка первого номера произвела большое впечатление на местные городские власти. Причем не самое приятное — юные авторы со всем юношеским максимализмом рубили с плеча, пытаясь понять, кто виноват, что в жизни их города так мало развлечений.

В выражениях молодежь особо не стеснялась, основные шишки падали на голову взрослых. Тем не менее горький опыт не заставит директора ввести жесткую цензуру. Скорее, она попытается пояснить картину происходящего, отметив, что не все и всегда в жизни молодежи зависит от властей.

Напоследок — вопрос о том, что она узнала от детей за годы работы в центре (кроме слов тектоник, вай-фай и гроулинг, разумеется).

Самое тяжелое — понимание между людьми, говорит Татьяна Яшина. И еще: то, что сказано, не всегда оказывается таким же на самом деле.

Дети всегда берегут свое время, но не всегда берегут время других. Однако она не упрекает их. У них на самом деле много дел, кружков, занятий и увлечений. И из этого рождается пожелание родителям: не надо давать ребенку установку на то, что он должен быть первым во всем — в обычной школе, в музыкальной, в спортивной секции. Пусть он сам выберет свою дорогу, и в центре “Пересвет” ему всегда готовы с этим помочь.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"

Поиск по сайту