Назвать мероприятие фестивалем православной патриотической авторской песни — это очень ко многому обязывает. Патриотизм для многих сегодня — только затертые, ни к чему не обязывающие слова. Попытка создать произведение с позиций квасного патриотизма обычно вызывает только разочарование. Что же ждало зрителей "Сердца России" в сельском ДК "Юность" в минувшую субботу? Оказалось, что все-таки радость открытия и встреча с настоящим искусством.
Православная авторская песня — это как? Я слышал, что некоторые исполнители именуют себя "православными бардами" (а другие их за это критикуют: мол, словом бард называли то ли друида, то ли средневекового западноевропейского скомороха, но в любом случае это что-то нехристианское). И что это будет за музыка, гадал я, направляясь в минувшую субботу в Березняки? Ужасно пафосные выступления в духе Жанны Бичевской? И под какой инструмент: под гитару? Реальность оказалась значительно разнообразнее и интереснее.
Прежде всего выяснилось, что все три компонента (авторская, православная, патриотическая) не обязательно должны присутствовать в каждом выступлении. И, кроме того, исполнители могут выбрать для себя самые разные музыкальные жанры: от исполнения под аккомпанемент гуслей отрывков из былины об Илье Муромце до довольно бодрого рока. Фестиваль назван открытым — потому что открыт для любых талантливых участников. Тем любопытнее было их послушать.
Жюри предстояла серьезная работа: выбрать из восьми десятков коллективов и авторов, приехавших не только из Московской области и Москвы, но и из других регионов России в Березняки, причем определить трех лучших в разных номинациях. Оценка произведения искусства — вещь достаточно субъективная. Скажем, мне бы казалось более правильным некоторым из тех, кто получил второе место, дать первое, и наоборот. Но тут, как говорится, дело вкуса. Главное, было из чего выбирать.
Хотя перед началом гала-концерта на мастер-классе для авторов некоторые гости высказывали претензии: почему выбрали то, а не это? Член жюри, руководитель сергиевопосадской писательской организации Александр Ананичев отвечал и уважительно, и аргументированно:
— Ну, вот, нельзя же было в песне одну и ту же фразу повторять двадцать пять раз, я специально посчитал...
Или:
— Да, великая Победа — это очень важно. Однако мы здесь говорим о качестве стихов, а не о важности темы. Искусство в том и состоит, чтобы избегать назидательности: делай так, равнение направо... Иногда о предмете можно рассказать, вообще его не называя. Это — иносказание, притча. Слишком в лоб не нужно...
И так далее. В конце разговора одна из участниц сказала: на следующем фестивале такой семинар стоило бы провести перед прослушиванием, а не после. И кто-то бы сразу понял, что его произведения недотягивают до планки, установленной жюри...
Как я уже говорил, песни и стихи в тот день звучали как сочиненные участниками, так и других авторов. Вплоть до ансамбля "Думушка", который исполнил песню "Когда мы были на войне". Она стала хорошо известна благодаря певице Пелагее, но слова-то не ее и не "народные", как многие полагают, а написал ее поэт-фронтовик Давид Самойлов (был у него цикл "Гусарские песни"). А Иван Клиндухов, победитель в одной из номинаций — "автор-исполнитель", честно рассказал с эстрады, что исполняемая им песня "Настурция" принадлежала перу Владимира Сосина. Тут, кстати, я бы поспорил с жюри: называли бы тогда уж номинацию как-то по-другому. Песня очень солнечная, о том, какая мелочь может приносить нам радость жизни. Хорошая, я не спорю, но...
Мне, естественно, было более интересно послушать тех, кто предложил вниманию публики целиком собственные произведения. Их тоже было немало. Например, группа "Институт сновидений" из Сергиева Посада.
— Песня, которую мы исполнили на фестивале, "Памяти погибших героев", не очень характерна для нашего творчества, — рассказал мне лидер группы Андрей Гаврилов.
— У нас много песен в стиле "хиппи-рока", вовсе не тяжелых. А вот эта... Я ее написал после того, как мой друг вернулся с первой чеченской войны. Он там командовал разведвзводом спецназа внутренних войск. И песня стала отражением моих с ним бесед. Но она подходит и ко многим другим войнам. Они сражались просто потому, что мстили за погибших товарищей, не очень понимая, во имя чего оказались в тех горах...
Действительно, песня сильная: "Эти мальчики ушли в небеса одной колонной..." А еще:
На войне, как на войне,
Смерть от пули не нелепа,
Это дембель подписал
Вам командующий небом...
Очень большое впечатление на меня произвел дуэт из Люберец Зоя Левада и Владимир Май. Я не знаю, кто написал песню, которую они исполняли, не успел спросить. Но энергетика у нее была мощнейшая, и голоса такие, что могут заводить стадионы. Очень интересно спел Николай Вяткин, поэт и исполнитель, уже год работающий в ДК "Юность". На таких фестивалях невольно опасаешься, что исполнители скатятся в архаику, будут жить только воспоминаниями о прошлой "святой Руси". А тут, у Вяткина, про времена "сказки атомной". Его стихи очень связаны с традицией, православной, прежде всего, и очень современны.
Трогательно выступили дети, для которых жюри предусмотрело отдельную номинацию. Две девочки из Краснозаводска (одна из которых спела берущую за душу песню про ангелов), мальчик Захар Новиков из Березняков, который спел про дедушку, вернувшегося с войны...
На самом деле "Сердце России" — это, конечно, фестиваль уже далеко не районного уровня. Вопрос о том, чтобы закрепить за ним областной статус, уже поднимался. Но к такому статусу было бы неплохо еще и получить финансирование. По словам представителя областного министерства культуры Эммы Крюковой, которая традиционно входит в состав жюри "Сердца России", в нынешнем году все фестивали области проходят не за счет областных средств. В дальнейшем, когда деньги в бюджете субъекта Федерации появятся, на поддержку сможет рассчитывать и фестиваль в Березняках. Потом, но не сегодня.
А что до нынешнего момента, то шестой фестиваль "Сердце России" был проведен более, чем наполовину, на средства, выделенные из бюджета Березняковского сельского поселения. Главный приз по традиции для победителя приобретается главой района. Так было и в этот раз. Депутат Мособлдумы Вячеслав Гордеев обычно выделяет средства на Гран-при. В нынешнем году Гран-при решили не вручать, приз от депутата был передан лучшему автору-исполнителю.
Призы приобретались и за счет спонсорских средств. Многие из спонсоров уже стали традиционными партнерами этого фестиваля и продолжают оказывать ему помощь, несмотря на экономический кризис в стране. В частности, это Автоколонна №1791, Международная полицейская ассоциация, фирмы "Золотой лев" и
"Ладья", фабрика пластмасс в Голыгине, "Русско-американская компания" и многие другие. Однако сами по себе деньги — это еще не гарантия успеха. Гораздо важнее самоотверженная работа коллектива ДК по подготовке и проведению столь масштабного мероприятия.
— Вы, Татьяна Петровна, наш "энерджайзер", без вас фестиваль было бы невозможно организовать, — сказал со сцены с улыбкой глава поселения Владимир Жульев директору ДК "Юность" Татьяне Горячевой. Горячева трудится в ДК с 1987 года, больше двадцати лет. И в работу вкладывает душу...
Завершился фестиваль песней в исполнении столичного певца Владимира Мазура (лауреата прошлого "Сердца России") "Виват, Победа!", под которую на сцену вышли все участники гала-концерта. Это была песня, которая объединяла и зал, и музыкантов в единое целое. Три часа пролетели абсолютно незаметно. Теперь придется ждать еще целый год до нового "Сердца России", до открытия новых имен и новых талантов.
Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ