"ПОЛОВИНУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШАЮТ НАРКОМАНЫ"

По мнению многих специалистов, наркоманов сейчас больше, чем алкоголиков. В нашей издавна пьющей стране, где "зеленый змий" традиционно был одной из главных причин бытовых и социальных неурядиц, это звучит страшно. Понятно, что алкоголиков в последнее время меньше не стало — наоборот, все указывает на то, что ряды их ширятся с каждым днем. Правда, число сидящих на игле при этом превышает число держателей граненого стакана. Их не так видно на улицах, но это целая армия — не десятки, не сотни, а тысячи человек даже в масштабах нашего района.

«ПОЛОВИНУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШАЮТ НАРКОМАНЫ»Об этом мы говорили с Артемом ФОМИНЫМ, начальником отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска УВД района.

— Банальный вопрос: почему люди становятся наркоманами? Все вроде бы знают, что это смертельно опасно, что век наркомана недолог, но, тем не менее, их все больше и больше.

— Причины у всех разные. Кто-то от плохой жизни, кто-то, наоборот, от слишком хорошей. Кто-то по глупости, а кто-то в поисках новых ощущений. Есть и те, кто из-за проблем со здоровьем начинает колоть себе героин или амфетамин сначала как болеутоляющее, а потом впадает в зависимость. Мы знаем такие случаи. "Сесть" на героин можно уже со второго укола, и это не страшилки и не преувеличение.

— О числе наркоманов есть официальные данные?

— Есть, но они слабо отражают реальную картину. На учете состоит несколько сотен человек. В реальности их намного больше. В десять раз. В двадцать раз. Никто точно не знает, оценки разные. Ясно, что это огромное бедствие.

— Это сказывается на общем состоянии преступности?

— Еще как. Половина или даже больше всех "уличных" преступлений — разбои, кражи, грабежи — совершают наркоманы. Ради дозы они готовы почти на все. Допустим, когда он только начинает употреблять героин, у него все нормально, он работает. Потом его выгоняют, потому что он начинает тихонько подворовывать. Тогда он тащит все из дома на продажу: начиная от бытовой техники и заканчивая мебелью, спит на коврике. Когда все это кончается, он идет воровать и грабить. Либо в иных случаях становится распространителем наркотиков и на вырученные деньги колется сам.

— Каков средний возраст наркомана?

— Тем, кого задерживали в последнее время, в основном лет 25-30.

— Кто они? Их социальный статус?

— Разный. Есть те, кто служил в горячих точках, начал употреблять еще там. Вот недавно был случай. Мужчина, назовем его Иван, из Пересвета. Участник боевых действий, есть награды, командир отделения спецназа. Служил в Чечне. Наркозависимый, каждый день употреблял героин. На протяжении четырех месяцев совершал кражи в Сергиевом Посаде. Воровал все, даже зубную пасту в аптеке. На рынке потом продавал. Физически сильный, однажды похитил в магазине сварочный аппарат, прикрученный к стене. Его ловили, он уже был осужден за кражи условно, и в итоге его направили в колонию-поселение. Что это такое? Например, какой-нибудь химический завод в глуши, в Челябинской области, там поселок рядом, где они живут и работают. Возможно, вредное производство, куда вольнонаемные идут неохотно. Это не тюрьма, но все равно лишение свободы, уехать он не может.

Другой пример. Женщина из поселка Реммаш, у которой муж сидит за распространение наркотиков, сама стала торговать героином. Ей помогал 13-летний сын. До достижения 14 лет его нельзя привлечь к уголовной ответственности, она этим пользовалась. В июне мы ее задержали. Сейчас дело в суде, решается вопрос о лишении родительских прав. Женщине светит реальный срок, могут лет пять дать.

— Помогает ли вам в работе население?

— Да, нередко люди сами обращаются к нам. Например, сын употребляет наркотики, мать употребляет... Это же беда, полная деградация личности. Хотя многие боятся — ой, он что-нибудь со мной сделает. При этом никто не думает, что вот у тебя, например, ребенок пятилетний, и если этот обдолбанный тип его встретит в подъезде, неизвестно, что ему в голову взбредет. А школьникам может предложить уколоться — будет потом снабжать, деньги-то нужны.

Информация приходит и от наркоманов, которых мы задерживаем. Если он изъявляет желание сотрудничать со следствием, это будет учтено на суде. Например, рассказывает, кто продал ему наркотики, и мы начинаем раскручивать эту цепочку. Недавно по такой схеме вычислили четырех фигурантов, в результате выяснилось, что к нам в район наркотики привозили из Брянской области.

— Можно поподробнее?

— В Сергиевом Посаде мы задержали гражданина за хранение наркотиков. Вес небольшой, но все равно уголовная ответственность и суд в перспективе. Предложили ему сотрудничество со следствием, он изъявил желание помочь. В этот же день в ходе проведения проверочной закупки задержали продавца. Оказалось, один из сотрудников фирмы, занимающейся производством мебели. Ему тоже предложили — давай, будешь нам помогать. Он согласился. Благодаря ему мы задержали более крупного дилера. Суд уже был, ему дали 8 лет и 2 месяца. Выяснили, у кого он покупал героин. Оказалось, у жителя Брянска. Нашли его, задержали, сейчас он тоже сидит.

«ПОЛОВИНУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШАЮТ НАРКОМАНЫ»

— От жителей нередко можно услышать — мол, в милицию на соседа заявили, а он как торговал, так и торгует.

— Это не так просто. Мы не можем вломиться в квартиру, если не знаем достоверно, что там совершается преступление: закон не позволяет. Нужно провести проверочную закупку, взять его с поличным, с понятыми. Тогда и обыск, и все остальное. А наркоманы — люди очень осторожные, в квартиру посторонних не пускают. Иногда на изобличение и задержание уходит 2-3 недели, а то и месяц.

— Что, торгуют прямо из дома?

— Да, это распространенный вариант. Например, сквозь приоткрытую дверь берет деньги, а потом сбрасывает "чек" из окна.

Возьмем недавний случай. Молодой человек 29 лет распространял наркотики из квартиры определенному кругу людей. Круг узкий, 4-5 человек. Найти подходы проблематично. Живет с бабушкой-пенсионеркой, которая очень жалеет внука. Сам употребляет героин. Две недели колется, потом две недели отлеживается в больнице. Нам нужно задержать его в момент передачи помеченных купюр. Чтобы это видели понятые. Обычно он при продаже из квартиры не выходил, но мы его выманили на лестничную клетку. Сверху два наших сотрудника, снизу мы с понятыми. Все видно. Взяли его с деньгами прямо в кулаке. Вошли в квартиру — а там на журнальном столике все разложено и расфасовано: это себе, это на продажу... За хранение и распространение ему грозит реальный срок.

— Бывает ли, что вы применяете оружие?

— Редко. Хотя у нас есть, конечно, на всякий случай. Например, у парня, которому 8 лет и 2 месяца дали, в квартире жил ротвейлер, большая такая собака. А еще жена и двое детей — как там стрелять? Коридорчик маленький, пуля отрикошетить может. Мы его при задержании быстренько скрутили, а жена собаку придержала. Наркотики он хранил на кухонной полке. На суде потом себя плохо вел, дерзил. Судья спрашивает — в квартире изъяли героин, откуда он у вас? А он отвечает: на день рождения подарили.

— Какие признаки, что в квартире торгуют наркотиками? На что стоит обратить внимание соседям?

— Частое хождение в одну и ту же квартиру неопрятных людей, внешне похожих на наркоманов. Худые, сгорбленные, щеки впалые, главное, настороженные.

— Какие наркотики сейчас наиболее распространены?

— Героин. На дискотеках много "легких" наркотиков: гашиш, марихуана, "экстази". Мы проводим регулярные рейды, задерживаем.

Есть и другая группа — "лекарственная". Например, особые глазные капли, наркоманы их употребляют внутривенно. Появляется зависимость, препарат разрушает организм хуже героина, регулярные инъекции приводят к ужасающим последствиям в самые короткие сроки. Официально капли к продаже не запрещены. Еще из легальных таблеток, которые можно купить в аптеке, варят "винт". Последствия тоже ужасны. Вены все сожженные. При химической реакции используется йод, разговариваешь с таким — а от него явственно йодом пахнет.

— Что нужно делать государству для борьбы с наркотиками?

— По моему мнению, надо ужесточать законы. За распространение сразу сажать надо. Сейчас если человек несет менее 0,5 грамма героина, мы его не можем привлечь к уголовной ответственности, только к административной. Но он, имея даже толику наркотика, может посадить на иглу другого. Может ее продать наркоману, который до того что-то украл или кого-то ограбил. Мое мнение — попался на распространении наркотиков, надо наказывать так, чтобы другим неповадно было. Если будут знать, что даже за минимальное количество наркотика можно сесть в тюрьму, многие задумаются.

Беседовал Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"

Поиск по сайту