"ШКОЛА" ЖИЗНИ

В январе в редакцию обратилась молодая женщина, которая с волнением сообщила, что в одном из детских садов Сергиева Посада неблагополучная ситуация: между родителями и воспитателем конфликт. Не найдя взаимопонимания, родители установили в группе диктофон и услышали на записи, что педагог грубо кричит на детей, грозится “связать” их за непослушание. Родители обратились в прокуратуру.

Рассказанное привело в шок и нас, и мы решили попытаться разобраться, что, собственно, произошло. Происшедшее получило огласку после публикации в одной из местных газет и, следовательно, имеет значение не только для родителей, чьи дети ходят в ту же группу детского сада, где все и произошло. Что после всего услышанного должны чувствовать другие мамы и папы? С какими чувствами они будут отправлять ребенка в садик? Не начнут ли повально прятать в группах диктофоны?

«ШКОЛА» ЖИЗНИ

Мамы

Честно говоря, вышеупомянутая статья, которую мы, конечно же, прочитали, зародила сомнения, показалась эмоциональной и необъективной. На две трети она состояла из эмоциональной прямой речи мамы ребенка, на треть — из комментария помощника прокурора Сергиево-Посадской городской прокуратуры Ольги Захарцовой, из которого следовало, что факты жестокого обращения с детьми воспитателем не выявлены. То же самое она подтвердила и нам.

Мама жаловалась, что ребенок отказывается ходить в сад, стал нервным, вдруг в четыре года начал приходить в мокрых колготках. У некоторых детей из группы обнаружились схожие проблемы. Родители обратились к заведующей детского учреждения с просьбой провести служебную проверку и в случае необходимости уволить педагога. Но на поводу у родителей не пошли, и воспитатель продолжала работать. В общем, ничего особенного. Родителям не нравится, что детей заставляют ходить в туалет по общей команде. Ну и что? Это общепринятая практика: не высадишь ребенка перед прогулкой на горшок, описается на улице. Все разумно.

Другая мама добавила, что детей запугивают, чтобы они слушались. Например, тем, что “свяжут” им руки. Но припугнуть расшалившегося ребенка — общепринятая у нас практика: чтобы дитя угомонилось, раньше его пугали “придет страшный бабай!”, потом “дядю позову!”, теперь “не разрешу за компьютер сесть”. Причем тут жестокое обращение с детьми, на которое жалуются мамаши (а было собрано семнадцать подписей) в прокуратуру? Человек с детства должен приучаться к дисциплине, и такая привычка еще никому в жизни не помешала.

Лирическое отступление

Недавно знакомая дама-казашка услышала колыбельную, которую ее внучке пела русская невестка: про “придет серенький волчок и ухватит за бочок, и утащит во лесок под ракитовый кусток”. И так впечатлилась, что долго не могла успокоиться. “Какие страшные песни вы, русские, поете своим детям”, — поражалась она. Сама же зовет внучку, как принято по их казахской традиции, “золотая девочка”, а поет что-то вроде “дын-ды-ды-дын-ды-ды...” Малышке нравится. Волчка же из-под ракиты она слегка побаивается. И старается побыстрее уснуть.

Это она еще не слышала старинную русскую колыбельную, что пела мне моя бабушка, когда “серенький волчок” уже не действовал. Слова песни давно утеряны, но память на всю жизнь сохранила, как по деревенской улице ходит страшный медведь “на липовой ноге” и стучится в ворота... Дальше не помню — к этому моменту всегда от страха засыпала. Так и не знаю, чем дело закончилось с несчастным медведем.

Честно говоря, не верилось и рассказу, что “воспитатель не оказала первой медицинской помощи ребенку”; это якобы сделала только пришедшая сменная воспитательница.

Неоказание медпомощи — серьезное дело. Но, может, родители преувеличивают, и ребенок просто упал и коленку ушиб?

Звонок маме пострадавшего ребенка, на первый взгляд, подтвердил наши сомнения. Как она нам рассказала, на диктофонной записи родители услышали, что ребенок, выходя из туалета, ударился головкой о ручку двери, после чего заплакал. Воспитательница не подошла. Вот, собственно, и все.

И какая в этом случае нужна медпомощь? Мамы просто дуют на больное место детям, после чего все быстро “проходит”. Очень действенный, проверенный годами метод.

Мама признала, что к медикам, чтобы зафиксировать ушиб, не обращалась. Крови не было, а что касается синяка, то ребенок “в то время весь в синяках ходил”.

Не мудрено, что прокуратуре, куда поступило коллективное заявление, после проверки фактов предъявить воспитателю было нечего.

Прокуратура

Помощник прокурора Сергиево-Посадской городской прокуратуры Ольга Захарцова сообщила нам, что после проверки материалов дела и прослушивания аудиозаписи фактов жестокого обращения с детьми не выявлено. Естественно, не нашел подтверждения и тот факт, что не была оказана медицинская помощь. Что касается резких высказываний (родители говорили нам, что услышали на записи слово “идиотка” и даже мат), факт, что они были обращены к детям, не подтвердился.

Нам предоставили возможность послушать запись. Мы услышали, как воспитатель проводит с детьми занятия. Прямо скажем, впечатление сложилось благоприятное: голос твердый, но спокойный. Материал урока объясняется медленно, доходчиво. Потом на записи шум в группе — видимо, педагог дала детям отдохнуть или вышла. Дальше слушать не стали.

«ШКОЛА» ЖИЗНИ

Как рассказала нам Ольга Захарцова, ситуация разительно отличается от той, что когда-то имела место в другом детском садике — “Антошка”. Там диктофон, который родители оставили у ребенка в кармане, зафиксировал грубое обращение воспитателя: то, что она удерживала насильно вырывающегося ребенка, заклеила в спальне ребенку рот скотчем — все это продолжалось около полутора минут. Тогда все закончилось осуждением педагога. Здесь же ситуация иная: у родителей только эмоции, доказательств жестокого обращения нет.

Факты жестокого обращения с детьми в образовательных учреждениях, судя по статистике официальных обращений, вещь редкая. За последние годы их, не считая детского сада “Антошка”, было всего два. Один подтвердился: преподаватель одного из профессиональных образовательных учреждений била учащихся по рукам указкой; тогда психиатрическая экспертиза дала заключение о ее невменяемости. В другом случае в возбуждении дела было отказано: ребенок за что-то в отместку учителю физкультуры сказал, что тот его побил, но было видно сразу, что школьник лукавит.

Конечно, жестокое обращение с детьми у нас есть, но, как правило, это происходит в большей степени не в школах и детских садах, а в семье. В 2009 году было направлено в суд 12 уголовных дел только по факту жестокого обращения с несовершеннолетними.

Так, одна из осужденных заставляла своего ребенка бродяжничать, в случае отказа наказывала. Заставляла просить деньги у храма Петра и Павла. Ребенок страдал серьезным заболеванием почек, медицинская помощь ему не оказывалась, образование не получал, ходил голодный. Он не знал, что такое умываться. Женщина получила один год реального наказания, ребенок помещен в приют, прошел лечение в стационаре, позже, по нашим сведениям, был помещен в московскую больницу и в настоящее время готовится к операции.

В Краснозаводске пьющая мать содержала грудного ребенка в антисанитарных условиях, врачу дверь не открывала, оставляла ребенка одного, подолгу отсутствуя дома. Когда она в очередной раз ушла в пьяном угаре, покормив и бросив ребенка, тот задохнулся рвотными массами. Мамаша, обнаружив ребенка мертвым, вынесла его на балкон, где он и пролежал в сумке примерно две недели. Сама сумочку и отнесла в больницу. Осуждена на 6 месяцев колонии-поселения.

В Пересвете нерадивая мамаша положила грудного ребенка в кроватку и ушла на несколько дней из дома. Когда в квартиру вошли сотрудники милиции, которых позвали соседи, в кроватке кишели червяки. Ребенок, к счастью, остался жив.

Конечно, на таком фоне, воспитатель, на которого поступила жалоба, выглядит иначе. В прокуратуре есть ее объяснительная на заявление родителей. В ней она пишет, что переживала, что ребенок плохо кушает, поэтому “в жесткой форме старалась убедить ее к приему пищи”, но “весь день признавала свою ошибку”. Что другому ребенку, который очень гиперактивный, “в игривой форме привязала руки к бокам легкой тонкой ленточкой”. Что “резкие” слова были брошены сгоряча и “озвучены к самой себе”.

Отзывы коллектива о ней положительные. Однако по факту проверок, подтвердивших грубые высказывания, воспитатель понесла дисциплинарное наказание и в дальнейшем была вынуждена уволиться, работать в образовательных учреждениях не будет.

Кроме того, прокуратурой в адрес руководителей дошкольных образовательных учреждений будут направлены предостережения о недопущении ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию детей.

Диктофон

Вроде бы конфликт исчерпан. Но мучил оставшийся без ответа вопрос: почему родители так ополчились на данного педагога. Почему так сильно не хотят, чтобы она вела их группу. Значит, что-то им не нравится. Ну не бывает дыма без огня.

Немного истории. Оказывается, у данного педагога не первый конфликт с родителями. И она уже увольнялась из сада, и тоже по собственному желанию. Но очень скоро по ходатайству восемнадцати сотрудников детского сада была вновь принята на работу, в другую группу. И вот — новый конфликт. И новое увольнение. Просто не родители, а несчастья на ее голову. И мы вновь связались с родителями.

Двух мам, которые пришли на встречу, мы долго убеждали, что они, как почти все нормальные мамы, чересчур сильно опекают детей; что мы сами слышали, как строго, но вполне корректно ведет занятия педагог. Нас даже заподозрили в подготовке заказной статьи. И включили диктофон, но не самое начало записи, которое мы уже слышали, а немного позже.

К величайшему нашему изумлению, голос у педагога разительно отличался от того, что был в начале записи: жесткий, грубы не столько слова, а сама интонация. На наш, отметим особо, конечно же, субъективный взгляд, с детьми так обращаться нельзя. Ясно, что этот вопрос — спорный, и действительно не слышно, что ребенка, к примеру, насильственно удерживают или бьют. Не знаем, какой вердикт вынесли бы профессиональные психологи, но лично я услышала голос человека, который, мягко говоря, не очень любит детей. Может, это был кто-то другой, не воспитатель сада? О котором хорошо отзывается коллектив, который, говорят, отличный профессионал. Я вырастила двоих детей и видела разных воспитателей и учителей. Иные орали на детей как резаные. Но такого... Такого я не слышала ни разу.

Кстати, не подсудное ли это дело – ставить диктофон в детском саду? Говорят, нет. Это не личное пространство и, соответственно, не личная жизнь. У нас вообще кругом видеокамеры — и ничего. В Интернете выложены видеозаписи поведения частных нянь, про это сняты фильмы.

Так что слушаем запись еще раз, вместе с мамами. Обращение к детям — только по фамилиям. Все команды — приказным тоном. Но вот вполне человеческая интонация:

— Кушай, кушай…

И сразу зло:

— Только потреблять, куклы иметь, жрать. И только мое, себе, а отдать не могут ничего.

Чуть позже:

— Стоять! И глазами смотреть!.. Куда пошел? (Слышен звук, похожий на шлепок.) Глазами!

Дети что-то мастерят, кажется, вырезают кружочки.

— Ни хрена не вырезают... Тупые дети.

Далее долгий разговор двоих взрослых, кажется, о других воспитанниках и своих заслугах в воспитании. Дети шумят ужасно, взрослые разговаривают друг с другом. Кажется, что ситуацией они совсем не владеют.

— Он будет ссать везде!

Голос взрослого (не воспитателя):

— Я тебя с балкона выброшу!

Голос ребенка:

— А у Степы на губе кровь...

— Вот и вытри! Сделай так, чтобы не текла!

Вновь шум, гам, воспитатель и нянечка разговаривают друг с другом.

Но вот няня выходит. Воспитатель остается одна. Ругает детей за сломанные шланги. Дети не слушаются. Обстановка накаляется.

— Я обещала руки завязать? Ты забыл, как ты со связанными руками ходил?.. Завяжу!

Слышен плач девочки. Видимо, это момент, когда она ударилась головой о ручку двери.

— А кто это ее бил? Сама она себя! Я говорю, сумасшедшие дети. Ха-ха!

Кажется, няня не выдерживает и пытается успокоить девочку. Голос воспитателя:

— Ты руки после туалета помыла?! Иди, мой руки после туалета. Ходить надо на прямых ногах! И шире глаза открывать.

И тихо, но на записи все же слышно:

— Идиотка...

— Башкой въехала. Кто виноват, что она ничего не видит. Полбашки себе снесла.

В группу входит сменная воспитательница и, услышав плач, уходит успокаивать девочку.

Конечно, все это не подпадает под статью о жестоком обращении с детьми. Что касается “нехорошего” слова, нельзя доказать, что оно обращено к ребенку, а не к самой себе, как следует из объяснительной воспитателя. Возможно, это даже и есть воспитание дисциплины, самостоятельности, ответственности. Видимо, так думают и восемнадцать членов коллектива, подписавших ходатайство за педагога. Но скажите честно, вы бы оставили своего малыша с таким воспитателем?

Мамы говорят, сейчас дети успокоились. Перестали писать в штаны. Но этот случай, как нам кажется, должен стать уроком для общества: и для педагогов, и для родителей. Чтобы потом мы все не удивлялись таким фильмам, как скандальная «Школа».

Справка

Из Уголовного кодекса РФ, ст. 156

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

п. 5. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего состоит в неисполнении или халатном исполнении обязанностей, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами, а в учреждениях и заведениях — и правилами внутреннего распорядка.

п. 6. Для наступления уголовной ответственности, кроме того, должно быть установлено жестокое обращение с несовершеннолетним.

Советы психолога

Как общаться с маленькими детьми

1. Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера было позволено.

2. Будьте вежливы с ребенком (тогда малыш усвоит именно такую модель поведения).

3. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии.

4. Вводите четкую систему запретов. Их должно быть немного. Такие запреты нужны для ощущения безопасности ребенка (не брать спички, не включать газ и т.п.).

5. Формулировать запреты нужно четко и конкретно. Лучше сказать: “Горячо! Грязно!”, чем “Нельзя! Отойди!”

6. Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями (из вашей речи ребенок может понять, что вы просто им недовольны или не любите его).

7. Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша.

8. Будьте терпеливы.

9. Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу...

С. РОЙЗ, детский психолог, семейный психолог, психотерапевт; член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги; автор книги “Волшебная палочка для родителей”

А как у них

«ШКОЛА» ЖИЗНИАнглийская система воспитания признана во всем мире. Джентльменов там традиционно растили в суровых условиях. В свое время основная задача английской педагогики состояла в том, чтобы “влить железо в души детей”. Но теперь эти ценности считаются устаревшими. Психологи говорят: возводя в культ понятие частной жизни, независимости и самостоятельности человека, который должен полагаться лишь на свои силы, англичане обрекают себя на замкнутость и, стало быть, на одиночество.

Англичане считают, что проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, что лишний раз поцеловать ребенка значит испортить его. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Даже коляску с младенцем принято ставить так, чтобы плач его не был слышен матери и не рождал у нее соблазна подойти к ребенку и успокоить его.

Английские исследователи убеждены: система воспитания, которой придерживаются родители, программирует здоровье ребенка на всю последующую жизнь. В этой связи отмечается, что взрослые, предпочитающие приказы уговорам и строгость телячьим нежностям и считающие, что их требования не подлежат обсуждению, формируют у своих детей черты, характерные для так называемой подавленной личности, склонной к зажатости. Такие дети, став взрослыми, подвержены гораздо большему риску хронических заболеваний, в первую очередь — сердечно-сосудистых, по сравнению с более раскрепощенными и оптимистично настроенными сверстниками.

«ШКОЛА» ЖИЗНИВоспитание в Японии очень отличается от традиционного воспитания в России. Те грубоватые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках — “Ты плохо себя ведешь”, “Сейчас я тебя накажу” — невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет драться с мамой, никаких строгих наказаний и выговоров не последует. До 5-6 лет ребенку здесь разрешено все, с ним принято обращаться по-царски.

Основы воспитания в японском обществе — предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети.

В более старшем возрасте воспитание становится строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду, и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет, будет уже как с равным.«ШКОЛА» ЖИЗНИ

 На юго-востоке Испании, — рассказывает недавно посетившая страну Мария, — можно увидеть, как мамы возят детей на прогулочных колясках до 11-12 лет. Вначале я жалела их, думала, как много в стране детей-инвалидов. Пока не увидела, как ребенок вскочил с коляски, забежал в магазин, купил чипсы и снова сел в коляску. И мама его повезла дальше. Там совершенно другое отношение к детям. Школу они бросают, когда хотят. И идут работать. Все получать высшее образование не собираются, большинство спокойно занимаются малым бизнесом, например, пекут пирожки и варят кофе в барах на три столика. Разбогатеть любой ценой не стремятся, работа обычно обеспечивает содержание семьи. Одеваются просто и недорого. И все танцуют на дискотеках: и маленькие дети, и их бабушки. Живут себе в удовольствие! И все — жуткие патриоты. Музыка везде только своя, еда своя, лекарства тоже свои”.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"

Поиск по сайту