До того как 23 июля 1918 года вышла в свет газета “Трудовая неделя”, с которой начинается летоисчисление нашей “районки”, предпринимались три по-пытки создания местного периодического органа печати.
Если два из них — легендарный “Послух”, детище первой русской революции, и “Известия Сергиево-Посадского Совета рабочих и солдатских депутатов” — просуществовали совсем недолго, то “Известиям Распорядительного комитета Сергиева Посада” повезло несколько больше.
Первый номер этой газеты вышел 20 марта 1917 года. Издание стало глашатаем возникшего в ходе Февральской революции местного представительного органа — Распорядительного комитета. Редактором газеты стал профессор МДА Иван Васильевич Попов (1867-1938).
Конечно, газета печатала текущие распоряжения комитета. А ещё — статьи на злобу дня. Например, в большом материале “О свободе и свободах” автор предостерегал от “людей наглых и грубых”, которые доведут до гибели российское государство. Или же звучали призывы к “великому забвению, великому единению” (знакомо, уважаемый читатель?).
Возникал и ещё один тезис — власть должна принадлежать всему народу, а не отдельным кастам. Позднейшие исследователи почему-то считали, что под понятием “каста” имеются в виду “рабочие и крестьяне”.
Политическая позиция газеты была близка конституционным демократам и эсерам. Последние, как известно, доминировали в политической гамме города. Несмотря на небольшевистскую направленность, в 1921 году редакция новой газеты “Трудовая неделя” призывала бережно сохранять это издание как документ революционной эпохи...
А теперь — про редактора.
Как складывалась его жизнь — общественная, научная, личная до 1917 года и после рокового перелома российской истории?
Начнем с личной жизни, поскольку её-то у Ивана Васильевича и не было. Не был он женат и по воспоминаниям современников “был истинным монахом”, хотя и жил в миру. При этом по своим воззрениям он относился к либерально настроенным кругам академической профессуры.
Приходилось ему преподавать богословскую дисциплину — патристику, работать над серьёзными исследованиями в области психологии, редактировать “Богословский вестник”.
Иван Васильевич состоял в Комиссии по реформе высших духовных школ, принимал участие в Соборе Православной русской церкви (1917 г.).
Но интересна и его активная общественная позиция, которую он занимал в послереволюционные годы.
Имея большой общественный вес среди городской интеллигенции, в декабре 1919 года от имени Совета Православных общин Сергиева Посада он обратился в Совнарком с протестом против намечавшегося изъятия мощей преп. Сергия из Троицкого собора и перемещения их в один из московских музеев.
В связи с этим в январе 1920 года последовало распоряжение об аресте Ивана Попова. Кстати, по этому же распоряжению подлежал задержанию и другой активный сотрудник “Известий”, будущий учёный-архивист И. А. Голубцов.
Тогда властям не удалось добраться до оппонента, но в декабре 1924 года Ивана Васильевича арестовывают по обвинению в сборе сведений о репрессированных епископах и передаче их на Запад. По трём статьям (58, 59 и 73-й) он получает три года концлагеря — Соловки. А затем — ещё три года административной высылки под Сургут. В 1932 году Ивана Васильевича не только освобождают, но и отправляют в Москву, якобы для перевода какого-то сочинения с латинского языка для академического издания.
В январе 1935 года – приговор: “За проведение антисоветской агитации приговорить к пяти годам ссылки”. А уже по месту пребывания, в Красноярском крае, в 1937 году его обвиняют в целом букете преступлений: “...возобновил свою контрреволюционную деятельность, среди населения систематически проводил агитацию против существующего строя, дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету на руководителей партии и советского правительства”. И. В. Попов был расстрелян 8 февраля 1938 года.
Алекс РДУЛТОВСКИЙ, газета "Вперед"