Закон "Об обращении лекарственных средств" был едва ли не самым ожидаемым. В нем государство закрепило за собой право влиять на конечную цену лекарств в аптеках путем регистрации отпускной цены производителя. Кроме того, субьекты Федерации будут ежегодно устанавливать фиксированные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства из перечня жизненно важных и необходимых лекарств на своей территории. Многие питали надежды, что цены на лекарства поползут вниз. И были крайне удивлены, что не заметили этого по своим кошелькам. Как и наличия в каждой аптеке обещанного перечня лекарств с точным указанием их конечной стоимости.
Немного вдохновил всех показательный поход по аптекам Путина. "Сколько стоит “Арбидол”?" — грозно заглядывал он в перечень и с удовлетворением отмечал, что реальная цена была даже ниже предельной. А что у нас?
На прошлой неделе пошли звонки в редакцию с одним-единственным вопросом: "Почему нет перечня?" По нашим данным, кое-где он уже был. В начале этой недели— уже почти повсеместно.
В понедельник мы посетили несколько аптек Сергиева Посада. С ходу просили показать перечень с предельными ценами на лекарства. Отказа не было нигде, но сам перечень хранится не на виду у покупателей, а либо за окном прилавка, либо под прилавком, либо вообще в служебных помещениях. Как нам пояснили, это чтобы покупатель не затрепал драгоценный документ. Видимо, берегут его внешний вид для проверяющих инстанций. А зря, его некоторая потрепанность могла бы свидетельствовать как раз о доступности и востребованности.
Итак, мы выяснили, что перечнями аптеки либо обзавелись в срочном порядке , либо обзаводятся. В одной аптеке нам вынесли еще теплую стопку листов — только что из принтера. И только в одной его не оказалось, но директор аптеки пообещал, что "раз народу надо, завтра же будет".
Однако мало перечень получить, надо суметь им воспользоваться. Чтобы законодательная инициатива не оказалась пустышкой, а была полезна покупателю. «Арбидол» проверил премьер, решаем купить «Мезим». Первый визит в аптеки "Медтехники". Нам любезно дают перечни. Это небольшая стопка сшитых листов. Мы аккуратно их листаем, но «Мезима» там не находим.
Едем в аптеку в Доме быта на Вокзальной площади (аптечная сеть "Посадский лекарь"). Здесь перечень почему-то значительно толще, но лекарства в нем тоже расположены так, что покупателю найти нужное очень сложно: в алфавитном порядке даны громоздкие химические названия, редко совпадающие с торговыми. А стоящие рядом торговые расположены не по алфавиту. И как искать нужное? Смотрим «Панкреатин», но напротив него множество названий, а популярного «Мезима» нет. Ищем «Конкор» — нет. Подходит мужчина и просит найти нужные ему «Бетасерк» и «Предуктал» — нет. "Все понятно», — разочарован покупатель.
Аптека на Угличе (№ 29/1): здесь нам тоже предлагают вместо «Мезима» отечественный «Панкреатин». "Не вошел в перечень жизненно необходимых?" — интересуемся. Пожимают плечами: "Значит, не вошел".
Аптечный киоск в здании администрации на Советской площади — перечень есть, но такой тонкий, что не вызывает доверия. Аптека напротив здания администрации (№ 420 "Фармамед"): здесь мы получаем самый толстый, просто огромный перечень, который в итоге оказывается очень удобным, потому что все лекарства в нем расположены в алфавитном порядке именно по торговым, то есть привычным для покупателя, наименованиям. Но «Мезима» в нем нет, потому что отпечатана только половина "талмуда".
Аптека "Ригла" напротив ДК им. Гагарина — перечень толстый, лекарства по торговым наименованиям, но листы почему-то сшиты вразнобой. Как искать «Мезим», непонятно. Обещают исправить.
Напротив аптека из сети "Желаем здоровья". Перечень тоже претолстенный, сброшюрован удобно для покупателя. За минуту мы находим в нем «Мезим форте» и запоминаем предельную цену на нужную фасовку. 20 таблеток должны стоить не дороже 83 руб. 23 коп. Аптечная цена — 66 руб. 20 коп. Облегченно вздыхаем, прямо как Путин.
Такие перечни обновляются раз в месяц, потому что пока зарегистрированы не все лекарства. А аптечным руководителям совет: сходите в "Желаем здоровья", посмотрите, как этот перечень должен выглядеть.
Галина СЕРОВА