Скандал, который как нельзя лучше описывается словами "школьный бунт", потряс в конце прошлой недели среднюю школу №22, расположенную на Кировке в Сергиевом Посаде. В пятницу несколько десятков учеников средних и старших классов (с 6 по 11-й) устроили на школьном дворе митинг с плакатами, скандированием лозунгов, разъяснением своей позиции подоспевшей прессе — словом, все по-настоящему, как у взрослых.
Поводом к возмущению стало недовольство действиями нового директора школы и увольнение с работы (по собственному желанию) нескольких педагогов, которых, судя по всему, ученики действительно любили и уважали. История довольно необычная: конфликты в школах, как и в любых больших коллективах, время от времени случаются, но до "уличной дипломатии" дело пока еще не доходило.
Когда мы приехали, митинг еще только разворачивался. Надписи на плакатах были такие: "Руки прочь от нашей школы!", "Верните нам наших учителей!", "Верните нашего учителя", "Госпожа Устименко, услышьте нас!" (Валентина Устименко — заместитель главы администрации района по вопросам образования, молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта. — Ред.).
Через некоторое время все свелось к скандированию "Директора в отставку!". Из школы навстречу демонстрантам никто не вышел: несколько взрослых, постояв у дверей и осмотрев "поле брани", вернулись обратно в здание.
Тем временем ребята бойко объясняли журналистам причины своего недовольства. По их словам, конфликт стал назревать с самого начала учебного года. Прежний директор школы, Сергей Михайлович Ильин, перешел на работу в школу-интернат в деревне Жучки, а на его место назначили нового директора — Ирину Николаевну Порохову. С ее приходом, по мнению митингующих учеников, в школе начались непорядки: уволились по собственному желанию несколько опытных учителей, проработавших в школе не один десяток лет, на их место в срочном порядке набрали других. Но самое главное, о чем школяры говорили буквально через одного, — это постоянная чехарда с расписанием: в понедельник они зачастую не знают, какие уроки у них будут во вторник и так далее. Старшеклассников в этом году ожидает ЕГЭ, который они боятся попросту не сдать. Непостоянное расписание и общая нервозность обстановки в школе отнюдь не способствуют нормальной учебе — об этом дети тоже упоминали неоднократно. Ученики восьмого класса жаловались, что у них фактически нет уроков географии: в конце второй четверти они все еще проходят второй и третий параграф учебника.
Насколько достоверны и справедливы претензии школяров, мы, к сожалению, сказать не можем: к директору для беседы нас попросту не пустили.
Но в этой истории, возможно, есть и другая сторона медали. В глаза бросалось отсутствие родителей и учителей, которые могли бы выразить поддержку (или, наоборот, осуждение) действиям своих чад. Хотя то, что взрослые, прямо или косвенно, причастны к детскому митингу, вполне возможно. Нами были замечены лишь одна или две мамы, принимавшие участие в уличном собрании, и бывшая учительница русского языка Надежда Николаевна Епифанова. По ее словам, она пришла выразить поддержку своим бывшим ученикам, а ученики при этом не скрывали, что лозунг "Верните нам наших учителей!" относится главным образом к ней.
Бывший директор школы №22 Сергей Михайлович Ильин в телефонном разговоре с нами выразил свое сожаление происходящим. По его словам, за время его работы подобных происшествий в школе не случалось, а все возникающие проблемы решались путем обсуждения и переговоров. Никакой особенной конфликтности и неуживчивости ни у кого из учителей он не отмечал, взаимопонимание удавалось находить со всеми. Школа не числилась среди отстающих — наоборот, ребята занимали призовые места на предметных олимпиадах, была в лидерах по сдаче ЕГЭ.
Во вторник школу посещала комиссия районного Совета. Депутат Сергей Боков заявил нам, что они намерены внимательно следить за развитием ситуации и держать ее под контролем. В среду с участием представителей районной администрации, управления образования и учителей прошло большое совещание и "разбор полетов", по итогам которого, как нам рассказали, компромисс был найден и основные вопросы решены. Насколько хорошо будет отлажена работа и не возникнут ли еще конфликты, способные выйти за ворота школы, покажет время. При необходимости мы еще вернемся к этой теме.