Сергиев Посад всерьёз намерен вернуть себе славу столицы игрушечного царства. Этот образ, знакомый больше по историческим книгам и справочникам для туристов, в минувшие выходные возвращён к жизни. Всё случилось на фестивале “Игрушка в культуре России” — всероссийском шоу игрушечников и ремесленников. Главной фестивальной площадкой стал огромный павильон в центре города — по сути большая всероссийская мастерская.
МАТРЁШКА ПРИШЛА
Под сводами собрались самобытные игрушечники и представители промыслов со всей страны и даже из-за её пределов.
Некоторые скептики сомневались: оправдается ли столь сложная и дорогостоящая затея? Как выяснилось позже, все было не зря. Фестиваль не просто работал на репутацию нашего района, он решал практическую, прикладную задачу — создавал рынок и среду.
Учебные заведения из числа участников (таким, например, стал наш колледж игрушки — ныне филиал санкт-петербургского вуза) попали в поле зрения потенциальных работодателей, представителей художественных фабрик.
Сами мастера открыли для себя новую площадку, где можно эффектно заявить о себе. Дела у торговцев шли неплохо, многие собирались приехать через год. А сам фестиваль может стать центром большого направления — событийного туризма.
И, наконец, для местных жителей районный фестиваль “Игрушка в культуре России” — шаг на пути к обретению бренда района, собственного символа, запоминающегося знака. Неполитический, яркий, объединяющий людей разных взглядов — образ игрушки вполне может оказаться таким общим знаменателем.
ТАК ПРОСТО
Минский мастер-керамист Иван Дашков с первых минут открытия фестиваля стал местной легендой. Всё дело в этих глиняных предметах, что он привёз с собой, — от внушительных окарин, способных произвести столь низкий звук, что человеческое ухо практически перестает его ощущать, до простеньких птичек-свистулек. Их было слышно весь день.
Иван рассказал, что однажды он поставил эксперимент — раскрасил их золотой краской. Думал, покупателям понравится.
МАТРЁШКА ПРИШЛА
Под сводами собрались самобытные игрушечники и представители промыслов со всей страны и даже из-за её пределов.
Некоторые скептики сомневались: оправдается ли столь сложная и дорогостоящая затея? Как выяснилось позже, все было не зря. Фестиваль не просто работал на репутацию нашего района, он решал практическую, прикладную задачу — создавал рынок и среду.
Учебные заведения из числа участников (таким, например, стал наш колледж игрушки — ныне филиал санкт-петербургского вуза) попали в поле зрения потенциальных работодателей, представителей художественных фабрик.
Сами мастера открыли для себя новую площадку, где можно эффектно заявить о себе. Дела у торговцев шли неплохо, многие собирались приехать через год. А сам фестиваль может стать центром большого направления — событийного туризма.
И, наконец, для местных жителей районный фестиваль “Игрушка в культуре России” — шаг на пути к обретению бренда района, собственного символа, запоминающегося знака. Неполитический, яркий, объединяющий людей разных взглядов — образ игрушки вполне может оказаться таким общим знаменателем.
ТАК ПРОСТО
Минский мастер-керамист Иван Дашков с первых минут открытия фестиваля стал местной легендой. Всё дело в этих глиняных предметах, что он привёз с собой, — от внушительных окарин, способных произвести столь низкий звук, что человеческое ухо практически перестает его ощущать, до простеньких птичек-свистулек. Их было слышно весь день.
Иван рассказал, что однажды он поставил эксперимент — раскрасил их золотой краской. Думал, покупателям понравится.
Оказалось, наоборот: дорогие на вид игрушки расходились медленнее. Вывод: искренняя простота востребованнее внешних эффектов.
ПРОДАВЕЦ РЕКОМЕНДУЕТ ВООРУЖИТЬСЯ
Среди всеобщего оживления выделялись островки спокойствия. Например, у стенда с федоскинскими шкатулками было малолюдно. Настоящие федоскинские шкатулки —особый товар, и покупатель у него особый: способный заплатить без малого десять тысяч рублей за шедевр, который создавался полгода.
Такие же шкатулки дарили Арнольду Шварценеггеру во время его московского визита. Спецпочтой их отправляли принцу Уильяму и его невесте в качестве подарка на свадьбу. Экс-губернатор Калифорнии обнаружил на шкатулке изображение храма Христа Спасителя, наследник британского престола — вид Кремля, исполненный федоскинскими мастерами.
Про полгода работы — чистая правда. Хозяйка стенда рассказывает: мастер действительно может несколько месяцев кропотливо работать над одним-единственным сюжетом.
Парадокс: маленькая шкатулка стоит дороже большой. Но здесь нет ничего странного, ведь федоскинская миниатюра тем и ценится. Продавец рекомендует вооружиться микроскопом или хотя бы лупой, ведь только так можно рассмотреть все детали сюжета.
УЖЕ НЕ ХОББИ, А РАБОТА
Но самым распространенным жанром на фестивале, похоже, стала так называемая “авторская игрушка”. Это могло быть что угодно — от аксессуаров до плюшевых медведей, от керамики по мотивам находок археологических раскопок до причудливых кукол-футляров.
Есть совершенно удивительные примеры: вот семья Махнёвых из Кирова, которая при создании кукол использует только самостоятельно сотканный материал. Или десант Ярославской ремесленной палаты — регионального объединения гильдий ремесленников, в том числе и мастеров народных промыслов. Что примечательно, Палату поддерживают местные власти.
Приятно, что на фестивале смогли обойтись без топорных агиток в стиле “Барби не пройдёт”, удержались от выпадов в чужой адрес и смогли доказать, что наши игрушечных дел мастера с их талантом хороши сами по себе.
ОТРАСЛЬ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРИБЫЛЬНОЙ
Важное заявление сделал на торжественном открытии первый замминистра экономики области Валерий Фильченков. По его словам, цель ведомства — создание условий для коммерциализации отрасли, где каждый её представитель должен быть востребованным.
Глава района Владимир Коротков поблагодарил всех, кто откликнулся на приглашение, и отдельно тех, кто помог провести фестиваль. “Игрушка в культуре России”, по мнению главы, станет заметным событием в развитии народного творчества и даст импульс развитию отрасли.
Заместитель министра культуры области Светлана Горушкина отметила важность фестиваля: игрушка не забыта и развивается. Местные жители наверняка были польщены, когда услышали, как Светлана Николаевна назвала Сергиев Посад “нашим прекрасным городом”.
И вот перерезана ленточка, удерживающая матрёшку, — и русская красавица на воздушных шарах поднимается в воздух. Следом парад ростовых кукол. У каждого поселения своя “изюминка”: краснозаводскую команду возглавляет парочка, напоминающая барыню и артиллериста. А заповедное Шеметовское обыгрывает дуэт Бабы-яги и забавной избушки, которая уверенно топает следом на своих “куриных ножках”.
Вот так бы уверенно, как та избушка, топала вся игрушечная индустрия!
Что оставит фестиваль?
В качестве следующих шагов районная администрация по итогам фестиваля рассматривает:
— широкое обсуждение возможного бренда Сергиева Посада
— выделение грантов для поддержки авторов бренда
— открытие художественного салона народных промыслов.
Владимир КРЮЧЕВ, газета "Вперед"