Грядущая “Посадская лира” — юбилейная. Популярному конкурсу поэтов исполняется 15 лет. И 12 июня мастера рифмы (как начинающие, так и опытные) вновь получат шанс заявить о себе.
Более того, для некоторых из них “Посадская лира” станет серьезным творческим трамплином: не секрет, что были случаи, когда еще недавние конкурсанты спустя некоторое время оказывались в числе членов жюри, другие же обретали мотивацию вступить в члены Союза писателей, сдать экзамены в Литературный институт... Чего только не было!
Накануне конкурса мы попросили Наталью НИКОЛАЕВУ, директора библиотеки Горловского, где все эти годы проходит “Посадская лира”, напомнить о значимости этого события.
— Наталья Ивановна, почему финал “Посадской лиры” выпадает именно на начало июня?
— По традиции это всегда случается на Троицу. Именно в этот день 15 лет назад проходил один из тех Дней города, которые еще были приурочены к православному празднику. И тогда нашим местным поэтам, в частности, литературному объединению “Свиток”, которое работает в библиотеке более тридцати лет, предложили выступить с программой на Красногорской площади. Так и родилась “Посадская лира”, которая переместилась в библиотеку и с тех пор не поменяла сроки проведения. Кстати, 15 лет назад набралось всего только пять выступавших. Это не потому, что в городе было мало поэтов. Просто они предпочитали тихо работать дома и не имели привычки выходить на публику.
— Как в этом году прошли отборочные туры?
— Положение и приглашение на конкурс было опубликовано во всех СМИ нашего района. В итоге откликнулся 61 поэт, из которых после прослушивания в финал вышли 29. Это жители не только Сергиева Посада, но и городов из соседних областей. Хочется отметить особо, что в этом году две администрации, и города, и района, выступили учредителями и предоставили конкурсу равное финансирование. Поэтому и призы будут достойные.
— Сергиев Посад город небольшой, многие, в том числе и члены жюри, наверняка имеют свои обычные человеческие предпочтения, у многих из них есть друзья-поэты. Как удалось избавиться от личных пристрастий?
— При приеме каждая работа получала порядковый номер. Таким образом никто из членов жюри не мог знать имя автора произведения, которое он оценивал.
— Много ли в области вообще подобных конкурсов?
— Они есть, но, как правило, их проводят не библиотеки. Исключения, пожалуй, — Лыткарино и Видное, где существуют сильные поэтические традиции.
— Представим: конкурс прошел, награды вручены. Что остается в итоге?
— Самое главное, что вместе с конкурсом приходят свежие силы. Почти всегда после “Посадской лиры” круг поэтов нашего города пополняется новыми именами. За эти пятнадцать лет многие участники стали членами профессиональных поэтических союзов. Мастерство растет, общение не прекращается, участники учатся друг у друга, а молодежь порой решает поступать в Литературный институт.
— Не хотите ли провести финал под открытым небом? Как это было когда-то на Красногорской площади.
— Мы думали в свое время и о стадионе, о других площадках, но это трудно. Сейчас у нас все отработано: призы, документы, аппаратура, каждый отвечает за свою часть общей работы.
— Какие вещи точно бывают “зарублены” отборочной комиссией?
— Плагиат. Каждое стихотворение проверяется в Интернете, и в прошлом были инциденты: в одном из наших конкурсов обнаружились сразу два случая плагиата. Один уличенный поэт был начинающим, другой — более известным. Это серьезно. В прошлом году был другой случай: представители не вышедшего в финал поэта жаловались на нас даже в городскую администрацию. Естественно, глава города отнесся к этой ситуации вполне адекватно.
— Жюри получило качественное добротное стихотворение, в котором содержится резкая социальная критика. Какие перспективы у такой заявки?
— Не табу на какие-либо темы. Такие случаи были.
— У кого, по вашим ощущениям, будет больше шансов получить приз зрительских симпатий: у обаятельного и заигрывающего с публикой автора или у глубокого серьезного поэта?
— Не угадаешь. Иногда видишь хорошее прочтение, но потом выходит совсем другой по своему складу поэт и так “цепляет”, что выбор оказывается очень трудным. Но и внешний вид тоже очень многое значит. Хотя были случаи, когда люди выходили не в лучшей форме, в странной одежде, даже подшофе, и все же неожиданно побеждали. Предсказывать что-то очень сложно.
Несколько фактов о “Посадской лире”
За пятнадцать лет участниками конкурса стали более семисот человек. Учитывая, что каждый поэт имеет право представить до пяти стихотворений, счет прочитанным работам идет на тысячи.
Человеком, который в девяностых “раскачал” местное поэтическое сообщество на участие в конкурсе, стал тогдашний руководитель местного литобъединения “Свиток” Владимир Сосин. Сегодня его имя носит одна из основных номинаций “Посадской лиры”.
В конкурсе участвуют поэты из всех поселений района, а также представители Ногинска, Твери, Вологды, Александрова и даже Тбилиси!
Владимир КРЮЧЕВ, газета «Вперед»