Журавлиными молитвами

Теперь есть верная примета: если над округой кружат журавли, значит, в этих местах богатая нива. Вот наши соседи, талдомские хозяйства, перестали работать с зерном, и журавли перебрались на речку Кубжа под Самотовином. Мы побывали здесь на днях и убедились, что журавлиная статистика самая точная. Сегодня не часто увидишь такие тучные зерновые поля, как в аграрно-животноводческом комплексе "Самотовинский".

Зерновой реванш в Окаемове

Едем следом за полевым "вездеходом" главного агронома хозяйства Владимира Кудашова. С одной стороны дороги зреет золотой ячменный колос, с другой — налитая синева вико-овсяных всходов. И эти "волны" до самого горизонта. Агроном, глядя на подвижную зерновую роскошь, счастливо улыбается.

— После прошлогодних огорчений такие всходы воспринимаешь как настоящее чудо, — говорит Владимир. — В минувшем агросезоне жара и засуха погубили в хозяйстве половину урожая. Рассчитывали на 25 центнеров с гектара, а сняли с измученных зноем полей вдвое меньше. Но даже с такими потерями свои вложения в ниву хозяйство окупило. Себестоимость зерна составила порядка 3,5 рубля за килограмм полноценного фуража. А закупочная цена на зерно в прошлом году перевалила за 9 рублей. Хозяйство полностью обеспечило себя собственным зерном и было избавлено от необходимости покупать фураж втридорога. Но до чего же трудно далось зерно в прошлом агросезоне!

Однако прошлогодние трудности, по словам агронома, хозяйство, что на краю района, только закаляют. В этом году зерновых и зернобобовых заложили ничуть не меньше прошлогоднего. Говорят, и больше бы засеяли, но все угодья при деле, нет ни одного бесхозного клочка земли. Посеяли 640 гектаров яровых культур — пшеницы, ячменя, овса. Более 300 гектаров отвели под однолетние травы и вико-овсяную смесь, 260 гектаров под озимыми зерновыми. Причем самотовинские земледельцы поставили цель компенсировать себе потери прошлого неурожайного агросезона. Внесли необходимые минеральные удобрения, не поскупились на элитные семена.

— Прежде я работал на опытной станции, уже шесть лет в Самотовине, — говорит агроном Кудашов. — Знаю, чего можно ждать от местных скромных по составу песчаных земель. И не перестаю удивляться поразительной отдаче "элиты". Кажется, и прежде работали с неплохими собственными семенами, всю технологию выдерживали от и до. С "элитой" делали все то же самое и теми же руками, а урожайность подскакивает вдвое! Правы те, кто утверждают: крестьяне, не жалейте средств на "элиту" — отдача от первоклассных семян окупится многократно.

Самотовинцы не поскупились, и собираются снять полновесный урожай зерновых, тем более что и дождей ниве выпало в этом году достаточно.

Скоростная страда

— Посторонись, — предупреждает главный агроном, и нам действительно приходится трусцой ретироваться, чтобы не угодить в зеленое облако, которое сопровождает кормоуборочный комбайн "Ягуар". "Немец", кажется, еще недавно ворочался на другом конце поля, еле виден был на зерновом горизонте. И вот уже делает разворот на второй круг. Проворный гигант с шоссейной скоростью проносится мимо, сбривая плотную стену зелени до короткой стерни и на ходу заполняя тележки мелкой зеленой "стружкой".

Приехал в поле директор "Самотовинского" Сергей Бурынин, машет комбайнеру, чтобы остановился. Руководитель хочет представить своего замечательного механизатора, но тот в азарте полевых маневров не замечает команды с бровки поля. Директору темп кормозаготовки определенно нравится. Сергей Николаевич с уважением говорит, что опытнейшие механизаторы Виктор Шичкин и Александр Сосин владеют буквально всей техникой с машинного двора хозяйства.

Водители сельских агрегатов получают в "Самотовинском" в пик сезонных работ 40 тысяч рублей, не обижена и молодежь. Алексей Шишкин и Василий Куст пришли в хозяйство после армии. Заработком довольны, есть желание поработать на полевых "иномарках", в планах у Василия повышать специальное образование. Неучу в кабине "Ягуара" делать нечего. Такая машина на любую железку и камень в земле среагирует, компьютерное чутье у сельского агрегата. А с какой скоростью работает в поле! Один комбайн с колесными тракторами-тележками на подхвате за три дня заполняют силосную яму. За день бригада вывозит с поля 450 тонн кормов.

Василий Куст родом из Брянска, а молодой агроном хозяйства из Мордовии. Директор говорит, что молодых в хозяйстве много. Владимиру Кудашову предприятие помогло обзавестись жильем, в семье подрастают двое детей. Сын у агронома отличник, все каникулы колесит с отцом по полям. Где еще увидишь такое рукотворное чудо, как добротно возделанные поля, и чудеса природные — журавли и коршуны в небе, семейки кабанов в полях. И надо видеть, с каким восторгом наблюдал паренек за работой молодых трактористов. Недавно Владимир Кудашов побывал в Мордовии и огорчился: ничего не меняется в жизни бывших односельчан, словно замерла жизнь. А молодые безошибочно выбирают развитие, потому и привлекает сельскую молодежь "Самотовинский".

Под крылом журавля

Сергей Бурынин — руководитель с механизаторской жилкой. Он с удовольствием перечисляет, какую технику удалось приобрести за последнее время. "Ягуара" "запрягли" еще четыре года назад. Из последних приобретений три зерноуборочных комбайна "Дон", немецкая косилка, пять колесных тракторов, шесть сеялок, пресс-подборщик, ворошилка, два МАЗа и масса сельских агрегатов. Весь этот арсенал необходим хозяйству, чтобы обслуживать самое большое в районе стадо крупнорогатого скота. В "Самотовинском" на постое около тысячи голов дойных коров, а с молодняком вдвое больше.

— Мы и у обанкротившегося "Конкурсного" скотины купили на десять миллионов рублей, — говорит Сергей Николаевич. — Нельзя же допустить, чтобы поголовье, которое собирало призы на областных племенных конкурсах, ушло из района с молотка кому попало. Пришлось, правда, целую неделю писать объяснения контролерам, для каких целей скупили стадо банкрота. Скотину, правда, прежние хозяева успели изрядно запустить. Сейчас выхаживаем и лечим буренок. Стадо подросло на 300 голов, на 130 выросло дойное поголовье.

Недавно разорилось знакомое хозяйство в Истринском районе. Несостоятельные животноводы предпочти отдать приличных коров в хорошие руки — "Самотовинскому".

Нынче директор должен быть готов к любым неожиданностям. В самотовинскую округу зачастили кладоискатели. Готовы деньги платить за вспашку интересующих участков. По старым картам гостей самотовинцы узнали о местных деревеньках, которых уже и след простыл. Беда в том, что, откопав пару обручальных колец и несколько невзрачных монет, неутомимые копатели оставляют на полях железки, на которые натыкаются комбайны. А хозяйство только за "Ягуара" семь миллионов заплатило, еще и сегодня по кредиту рассчитывается.

Кроме того, надо защитить поля от целого полчища варягов — стада кабанов. Один такой разбойник на соседнем картофельном поле, упираясь ногами в одну грядку, подкапывал клубни через гряду. Полутораметровый "гренадер" с издевкой наблюдал, как его пытались выгнать с поля хлопками и свистом. Выдвори такого грабителя! Овсяные поля местами похожи на аэродромы НЛО — всюду ровные, как по линейке, круги примятых колосьев. Но инопланетяне тут ни при чем. Это мамки-кабанихи приводят на кормежку свои выводки и катаются по кругу, чтобы поросята могли дотянуться до колоса.

Но, как ни странно, такое соседство с заповедной природой хозяйству сегодня на руку. Сергей Бурынин считает, что сейчас основная опасность для хозяйств — дачное строительство. Говорит, что еще поработают земледельцы, если дачники с сельхозугодий не выселят. Но тут как раз надежда на журавлей. Недавно в Самотовино приезжали руководители заказника "Журавлиная родина" и просветили пахарей, что окаемовская округа входит в заповедную зону. А в заказник дачной застройке по закону путь заказан. Вот почему журавлиные новоселья самотовинцы расценивают как добрый знак.

Светлана АНИКИЕНКО, газета "Вперед"

Поиск по сайту