ЖКХ одиночкам не под силу

Государство должно вернуться в коммунальное хозяйство

Главней всего — погода в доме. Это выражение давно превратилось из песенной строки в пословицу. Правда, теперь ее все чаще воспринимают буквально: погода в доме — это не столько тепло семейного очага, сколько тепло, которое способны отдать радиаторы, температура горячей воды и надежность крыши над головой. Совокупность этих факторов именуется просто — ЖКХ.

Этой аббревиатуры с недавних пор жители района стали бояться, потому что она таит в себе большие проблемы. Несовершенство федерального законодательства и вытекающие отсюда последствия наши земляки оценили сполна. Месяцы без горячей воды, отсутствие отопления в холода, текущие крыши, пугающие разрухой подъезды — та реальность, к которой мы вынуждены привыкать.

Что делать? — вопрос, давно ставший скорее прагматичным, чем философским, сегодня мы адресовали главе района Владимиру КОРОТКОВУ.

— Действительно, нынешнее состояние всей системы ЖКХ совершенно не соответствует тому, которое я хотел бы видеть и как житель района, и как его глава. Пора принимать принципиальные решения.

Жилищный кодекс декларирует возможность выбора квартиросъемщиками формы управления своим домом. На практике мы видим, что право это не реализуется. Да и что говорить, если даже отчет о проделанной управляющей компанией работе, который согласно закону должен предоставляться собственникам по первому требованию, они не могут получить месяцами?!

Люди, уставшие от произвола коммунальщиков, выходят на улицы, перекрывают дороги, проводят митинги у администрации — и их можно понять. Они требуют от муниципалитета решения проблем. Но жилищное законодательство фактически лишило местную власть возможности контролировать и работу управляющих компаний, и качество тех услуг, которые они предоставляют.

Проанализировав результаты работы частных управляющих компаний, как я уже говорил, их полную бесконтрольность и неподотчетность, причем не только власти, но и обслуживаемому этими УК населению, мною было принято решение начать процесс коренной модернизации системы районного ЖКХ.

— Разве это возможно сделать на местном уровне?

— Я считаю, что назрела необходимость внесения серьезных изменений в Жилищный кодекс. С его вступлением в силу начался передел в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На место ЖКО и домоуправлений либо ликвидированы, а на их место, порой по откровенно криминальным схемам, пришли частные управляющие компании. Цель их работы, как и любого коммерческого предприятия, — извлечение максимально возможной прибыли. Благая надежда “реформаторов” на то, что частные управляющие компании будут вкладывать миллионы и миллиарды в реконструкцию жилого фонда, который они эксплуатируют, — не оправдалась. Из домов выжимают “все соки”, после чего “скидывают” в управление муниципальным компаниям или просто отказываются от них перед началом отопительного сезона, как это произошло в Сергиевом Посаде, где одна из частных управляющих компаний в одностороннем порядке отказалась от более чем 200 невыгодных ей домов. Именно поэтому я считаю, что такая форма управления, как “управление частной управляющей компанией”, должна быть исключена из Жилищного кодекса.

Если жители дома готовы управлять им сами, то им не понадобятся посредники в виде частных УК — они создадут предусмотренное Кодексом ТСЖ и самостоятельно будут решать свои проблемы и определять, сколько им собирать денег и куда их тратить. Задача власти в этом случае — помочь людям “встать на ноги”, подсказать, предусмотреть специальные обучающие программы для будущих председателей ТСЖ.

Если же собственники не хотят или не имеют возможности сами управлять своим домом, тогда мы должны предоставить им возможность выбрать государственную управляющую компанию. Ту, за которую мы — власть — будем нести ответственность. Ту, в которой мы можем сменить руководителей, если они начнут плохо работать. Ту, которая нам полностью подотчетна и подконтрольна. И тогда не будет возникать ситуация, когда человек приходит ко мне жаловаться на неубранные подъезды, гнилые трубы и качество воды, а я вынужден отправлять его в Жилинспекцию и Роспотребнадзор, потому что не имею законных рычагов влияния на частника.

— Надо полагать, что в случае вашей законодательной инициативы по изменению Жилищного кодекса поправки в него войдут очень не скоро, ведь они должны будут пройти всю бюрократическую машину. А что же делать сейчас?

— Законодательство позволяет нам создать единую районную управляющую компанию в форме акционерного общества, в которое смогут войти все хорошо зарекомендовавшие себя управляющие компании и при этом сохранить право решающего голоса за администрацией района, которой будет принадлежать контрольный пакет акций. При этом юридическая форма в виде акционерного общества обеспечит его соответствие стандартам отчетности и открытости информации, чтобы у наших избирателей не возникало вопросов, на какие цели расходуются деньги, заплаченные за жилищно-коммунальные услуги. Большой объем выполняемой работы и собираемых средств позволит такому предприятию решать целый ряд фундаментальных вопросов, которые сейчас не по силам решить маленьким частным управляющим компаниям. В частности, привлечь высококвалифицированных специалистов отрасли да и попросту сформировать достаточный штат рабочих. Не секрет, что в маленьких УК основная часть средств идет на хорошую и красивую жизнь их руководителей, а денег на найм квалифицированного персонала и его достаточную численность просто не остается. Вследствие такого подхода к расходованию средств взрываются котлы, лопаются трубы и текут крыши, а власти приходится экстренно решать чрезвычайные ситуации, возникающие по чьей-то вине. Кроме того, крупная управляющая компания сможет аккумулировать достаточный объем средств для того, чтобы своевременно расплачиваться с поставщиками энергоресурсов. В результате этого управляющие компании и ресурсоснабжающие предприятия избавятся от хронической кредитной зависимости, а следовательно, деньги, получаемые в качестве доходов, можно будет направлять не банкирам — в виде процентов по кредитам, а на укрепление материально-технической базы и улучшение обслуживания домов.

— Владимир Николаевич, единая районная управляющая компания по-прежнему останется лишь организацией, обслуживающей жилой фонд. А как будут решаться существующие проблемы тепло- и водоснабжения жилого фонда? Ведь не все, скажем, теплогенерирующие компании являются муниципальными.

— Еще одним важным шагом в модернизации районной системы ЖКХ должно стать создание, по аналогии с созданием единой районной управляющей компании, единой теплогенерирующей компании Сергиево-Посадского района.

Как показала практика, сейчас качественная и бесперебойная работа котельных не обеспечена. Одни топят котлы бракованным топливом, пытаясь сэкономить себе в карман немалые суммы денег, другие — опять же ради “экономии” — доводят до того, что котлы взрываются. Все это, помноженное на старое, крайне изношенное оборудование, приводит к тому, что часть жителей района вынуждена месяцами сидеть вообще без горячей воды и тепла, у других — батареи чуть теплые, а платить за это всем приходится огромные деньги. Районным и поселенческим властям при этом постоянно приходится изыскивать средства, чтобы заткнуть финансовые бреши, которые частники устраивают в отношениях с поставщиками газа и электроэнергии. Дальше так продолжаться не должно!

Единая теплогенерирующая компания, созданная в форме акционерного общества с контрольным пакетом, принадлежащим администрации района, сможет привлечь на выгодных условиях средства, необходимые на модернизацию или замену изношенного оборудования на новое, более экономичное. При этом за счет больших объемов закупок можно будет добиться снижения закупочных цен и контроля качества поставляемого топлива. Все это в итоге позволит обеспечить жителей теплом и водой, полностью соответствующими необходимым параметрам. Да и с нас, властей, люди смогут спрашивать уже за нашу работу, а не просить повлиять на тех, кто нам фактически не подконтролен и не подотчетен.

Аналогичная ситуация складывается и в системе водоснабжения района. Водозаборы изношены. Узлы очистки и обеззараживания вышли из строя и требуют замены в ближайшее время. Создание единого, крупного, муниципального водоснабжающего предприятия позволит решить эту проблему. Вода — это то, без чего человек не может жить, а качественное и бесперебойное водоснабжение — то, чем мы должны наших людей обеспечить.

— Наведение порядка в тепло- и водоснабжении необходимо. Но как снизить, скажем, теплопотери, которые увеличиваются год от года из-за катастрофической изношенности сетей? Ведь котельная может на выходе давать воду нормативной температуры, а в дома она будет поступать чуть теплой?

— Вы правы, крайняя степень изношенности сетей является огромной проблемой системы жилищно-коммунального хозяйства района. Для комплексного решения вопроса мною было поручено приступить к созданию в районе “Сергиево-Посадской сетевой компании”, которая призвана объединить под своим управлением водопроводы, теплосети, канализационные сети района. Помимо того, что все подземные коммуникации получат единого управляющего, они получат и возможность развития. При условии создания сетевой компании мы сможем привлечь финансирование на программу комплексной замены труб на современные, из новых материалов, которые смогут без ремонтов служить десятилетиями. Все это — залог бесперебойного обеспечения наших жителей водой и теплом в результате уменьшения в сотни раз или даже полного исключения аварий на сетях. Помимо этого, в результате комплексной реконструкции мы получим возможность подключать к сетям новых потребителей. Тогда станет возможным подключение к центральной канализации, к примеру, Северного, Восточного, Гражданского поселков в Сергиевом Посаде.

— В ответе на предыдущий вопрос вы затронули очень важную для каждого потребителя коммунальных услуг тему: куда идут деньги, собранные в виде квартплаты. Может ли власть контролировать колоссальные денежные потоки в системе районного ЖКХ?

— Пока это не представляется возможным. Но важную роль в разрешении непростой ситуации в сфере ЖКХ в районе должно сыграть обязательное введение так называемого расщепления платежей. Тем, кто не знает либо забыл, напомню, в чем суть этого расщепления.

Сейчас управляющие компании собирают и аккумулируют на своих счетах все платежи жителей. Здесь и плата за содержание и текущий ремонт, и платежи за водоснабжение, водоотведение и отопление. После этого УК должны со своих счетов оплатить поставщикам воды и тепла средства, соразмерные тому количеству тепла и воды, которое потребили жители дома. В условиях, когда управляющая компания возглавляется честными людьми, эта схема работает. Но когда руководство компании нечисто на руку, схема дает сбой. На счетах управляющей компании скапливаются огромные средства, но поставщикам воды и тепла они не поступают. Дальнейшее зависит от того, что задумал руководитель управляющей компании и какие связи у него есть. Захочет — просто убежит за границу с деньгами жителей, если же у него есть административный ресурс, то может попробовать обанкротить котельные, купить их на те деньги, что сам им же и не заплатил, а потом самому себе списать долги. Все эти схемы не новы и в нашем районе различными дельцами неоднократно прокручивались.

Чтобы избежать повторения критических ситуаций, необходимо исключить саму возможность аккумулирования средств жителей, заплаченных за воду и тепло, на счетах управляющих компаний. К ним должны поступать только те деньги, которые уплачиваются за их непосредственную работу, по статье “содержание и ремонт”. За воду и за тепло жители должны платить тем, кто является продавцом этих услуг, — Водоканалу и теплогенерирующим организациям по их квитанциям и непосредственно на их расчетные счета.

Ввести расщепление платежей можно, заключив соглашение между всеми участниками рынка. Именно такую инициативу — подписание “соглашения о добровольном расщеплении платежей” — выдвинула администрация района. Это соглашение — своего рода “индикатор намерений” управляющей компании. Если управляющая компания намерена работать честно и хорошо, то никаких препятствий для введения в управляемых ею домах системы расщепления платежей не будет.

Кстати, в этом вопросе и законодатели признали свою ошибку, и в новой редакции Жилищного кодекса, независимо от выбранной формы управления, на общем собрании собственники могут принять решение о введении в своем доме “непосредственных платежей”, то есть их расщеплении. И там, где работают управляющие компании, которые добровольно не захотят вводить у себя расщепление платежей, мы будем на законных основаниях инициировать общие собрания и принимать решения о расщеплении. Болтовня недобросовестных коммунальщиков о “новом переделе рынка” здесь уже не сработает. Жители сами смогут увидеть, кто пришел к ним для наведения порядка, а кто делает все, чтобы оставить себе возможность, как и прежде, “ловить рыбку в мутной воде”.

— Мы говорили о хроническом ветшании инженерной инфраструктуры во всем районе. Но ветшают еще и сами дома, и коммуникации, проложенные внутри них. Замена труб, электрических кабелей, канализационных стояков относится к капитальному ремонту, который не под силу жильцам...

— Одной из главных целей заявленного реформирования Сергиево-Посадской системы ЖКХ я вижу проведение капитального ремонта и установку общих счетчиков тепло- и водопотребления во всех многоквартирных домах района.

Жилищный кодекс возложил ответственность за проведение капитального ремонта на собственников жилья, то есть на нас с вами. А что такое капитальные ремонт крыши или системы отопления, например? Это многие миллионы рублей, которые, по мнению законодателей, жители должны взять из своего кармана и заплатить. Это абсолютно нереально, и, понимая это, правительство приняло решение о создании Фонда софинансирования капитального ремонта жилого фонда. Благодаря программе, по которой собственники оплачивают лишь пять процентов стоимости ремонта, а остальные 95 процентов оплачивает государство, задача его проведения уже не кажется неосуществимой.

Но для того, чтобы средства расходовались целевым образом и не уходили “на сторону”, государство разработало целый ряд условий, которые необходимо осуществить в муниципалитете, прежде чем у района появится возможность войти в такую программу. Одно из таких условий — количество товариществ собственников жилья, которое должно превышать 20 процентов от числа всех многоквартирных домов на территории муниципального образования. Почему так? Да потому что ТСЖ — это форма, при которой жители сами управляют своим домом и сами контролируют правильность расходования собираемых ими средств, в том числе и на капитальный ремонт. Однако для нечистых на руку управляющих компания ТСЖ — страшное зло. И вот уже кто-то ходит по подъездам, рассказывая соседям об “ужасах ТСЖ”. Но на самом деле комфорт в наших домах зависит и от готовности жителей взять часть инициативы на себя.

— Для осуществления всего задуманного предстоит большая работа...

— Безусловно, но при этом нам необходима помощь и поддержка жителей, глав поселений и депутатов. Жизнь показала, что ЖКХ не может нормально управляться на уровне поселений, и в этом оно аналогично здравоохранению и образованию. Здесь требуются принципиальные решения на законодательном уровне, в частности, о передаче полномочий по ЖКХ от поселений в район. Сейчас району все равно приходится вмешиваться в коммунальные проблемы поселений в пожарном режиме, но это не выход. Нужна системная, постоянная работа и контроль. Только так мы сможем навести порядок в ЖКХ. И в этом вопросе я надеюсь на сознательность нашего депутатского корпуса и на понимание наших избирателей: выборы в областную Думу 4 декабря должны дать нам своих, надежных депутатов, которые помогут решить эту проблему в связке с областью. Политические распри должны отойти в сторону. Пора объединяться, брать на себя ответственность и сообща решать глобальные проблемы, которые одиночкам не под силу.

Записала Полина СТРОГАНОВА, газета «Вперед»

Поиск по сайту